1) ОЬровъ могъ бы указать на ветреность и переменчивость Адельгайды,—в*дь именно о женской ветрености и поетъ Ильинична въ пьссв!

2) А что бы сказалъ въ 1857 г. С-Ьровъ, если бы послушалъ увертюру Рих. Вагнера къ „Нюренбергскимъ мейстерзннгеражъ", съ ея контрапунктическими комбінаціями?

европейской мелодической оперы, какъ особаго рода опер-наго искусства!

Оговорка эта необходима. ДЄло въ томъ, что, при всЄхь отличіяхь музыки „Жизни за царя" отъ музыки „г у слана", сходство между ними состоитъ въ томъ, что обЄ оперы принадлежать къ одному и тому же типу русской національної! мелодической оперы. ОбЄ оперы выражаютъ съ геніальною мощью мелодическое направление русской оперы, являють торжество звука надь словомъ. При всей своей геніальносте, Глинка не могъ направить русскую оперу навсегда по намеченному имъ пути. Вскоре послЄ „Руслана" была создана опера, принадлежащая совсЄмь къ другому типу опернаго творчества, а именно къ типу мелодекламаціонной оперы и музыкальной драмы. То была „Русалка" Дарго-мыжскаго.

Александръ СергЄевичь Даргомьіжскій род. 2-го февраля 1813 г., въ деревеньке тульской губерній, куда отецъ его, почтовый чиновникъ (и помЄщикь) удалился, спасаясь отъ нашествія французовь. Родители въ 1817 г. переехали въ Петербургъ; они посвящали много вниманія музыкаль-нымъ способностямъ сына и, уже лЄгь і і—12, Даргомыжсшй игралъ на скрипке и фортепіано (Глинка называетъ Дарго-мыжскагр „очень бойкимъ фортепьянистомъ") и делалъ попытки компонировать, а также бралъ уроки пЄнія Закон-чивъ свое домашнее образованіе, Даргомыжсшй въ 1827 г. поступилъ на государственную службу, сначала по министерству императорскаго двора, затЄмь въ государственномъ казначействе (вышелъ въ отставку въ 1843 г0- Служака онъ былъ плохой, но своей службе Даргомыжсшй, какъ и Глинка, обязанъ пріобрЄтеніемь знакомствъ въ салонахъ, гдЄ имЄли успехи его романсы. Знакомство съ Глинкою имЄло решающее значеніе въ жизни Даргомыжскаго. „Г1римЄрь Глинки,—пишетъ Даргомыжсшй въ своей автобіографій,—который тогда (въ 1834 г.), съ помощью моею и капельмейстера Іоган-ниса, делалъ съ оркестромъ князя Юсупова первыя репетицій оперы своей „Жизнь за царя", и дЄльньіє совЄтьі Н. В. Кукольника заставили меня серьезно заняться изученіемь теорій музыки. Глинка передалъ мнЄ привезенныя имъ изъ Берлина теоретическія рукописи профессора Дена (опять это имя, столь важное въ исторіи русской оперы!—прибавлю я уже отъ себя). Я списалъ ихъ собственною рукою, скоро усвоилъ себе мнимыя премудрости генералъ-баса (т. е. уче-нія о гармоній) и контрапункта, потому что съ детства былъ къ тому практически подготовленъ, и занялся изученіемь оркестровки". Даргомыжсшй принялся за оперу ^Эсмераль-ду", оконченную въ 1839 г., но залежавшуюся въ портфеле

1) Учителями Даргомыжскаго по фортепіано были Данилевскій и затЬмъ ученикъ Гум-меля Шобердехнеръ, по скрипк*—Воронцовъ, по пінію и начаткам-ь теорій—Цейбихъ.

композитора до 1847 г., когда „Эсмеральда" впервые была поставлена, въ русскомъ переводе, въ Москва 1). Въ 1843 г-Даргомьіжскій съ-Ьздилъ заграницу, гдЄ и познакомился съ Оберомъ, Мейерберомъ, Фетисомъ и Галеви. Въ 1848 г. Даргомьіжскій, ободренный усп-Ьхомъ „Эсмеральды", пред-ставилъ въ театральную дирекцію новую оперу-балетъ „Торжество Вакха" (въ 1843 г- начатый въ виді кантаты), но тогда дирекція положительно отказала въ постановка этой оперы, и только лЄть 2о спустя ее поставила въ МосквЄ. Поел Є постановки „Эсмеральды" въ 1853 г. въ Петербург*, Даргомьіжскій писалъ одному изъ своихъ друзей: „Лестное вниманіе, оказанное мнЄ въ настоящемъ году публикою, какъ будто обязываетъ меня произвести къ старости лЄть созда-ніе національное". Третья, уже „національная" опера Дар-гомыжскаго, „Русалка", была поставлена 4 мая 1856 г. въ С.-Петербурге, тотчасъ же послі ея окончанія. Въ 1864— 65 гг. Даргомьіжскій предпринялъ второе путешествіе заграницу (Лейпцигъ, Брюссель, Парижъ), причемъ въ Брюсселі съ усп-Ьхомъ поставилъ концертъ изъ своихъ композицій. Въ 1860-хъ г. онъ былъ директоромъ с.-петербургскаго отдЬ-ленія „императорскаго русскаго музыкальнаго общества" и сблизился съ кружкомъ Балакирева, гдЄ к}гльтивировалась програмная музыка и музыкальная драма. Четвертою оперою, на этотъ разъ музыкальною драмою Даргомыжскаго былъ „Каменный гость", не оконченный за смертью композитора, последовавшею 5 января 1869 г.; музыкальную драму окон-чилъ Кюи уже послі смерти Даргомыжскаго, и оркестровалъ Римскій-Корсаковь; она была поставлена въ 1872 г.—Дарго-мыжеюй почти всю жизнь прожилъ въ Петербурге, — лишь два раза отлучался заграницу.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2020 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">