Элитарность и популизм: боп и рок-н-ролл

Рассмотрим музыкальную ситуацию в сороковых годах, после окончания Второй мировой войны. В американской музыке одновременно существуют несколько различных направлений. В джазе практически безраздельно царит стиль свинг, стиль больших оркестров, бигбэндовский джаз. Параллельно со свингом распространен джазовый ритм-энд-блюз. Существует также ритм-энд-блюз в собственном понимании этого слова. Музыка кантри уже стала общеизвестным явлением. Это основные направления в музыке. В то же время ситуация кризисная и связан этот кризис главным образом с тем, что молодое поколение ищет свой тип музыки, которая отвечала бы их духовным запросам. Такого рода тенденции наблюдаются и в среде джазмэнов, и в среде любителей ритм-энд-блюза, и кантри. Австралийская писательница Лиллиан Роксон - автор первой рок-энциклопедии свою статью о "Битлз" начинает с проведения такой параллели: она рассматривает музыку, которая была в хит-парадах в день, когда родился Джон Леннон и другие участники группы. Получилась очень интересная параллель, поскольку музыка, звучавшая тогда, когда будущие "Битлз" еще были детьми, была исключительно развлекательной, не отвечала психологическим потребностям поколения, появившегося на свет в сороковые годы. Очень многие молодые люди того времени искали другие способы самовыражения, искали другое мировоззрение и подвергали критике все ценности американского общества.

Именно в конце сороковых годов возникло "Beat Generation" /"поколение бита"/, характеризующееся появлением в Англии целого ряда молодых писателей, которых называют "Angry young man" /"рассерженные молодые люди"/. К ним относится такой писатель, как Джон Брэйн /John Brain/. Они критиковали действительность и общество, позволившее появиться таким чудовищным явлениям, как концлагеря, атомные бомбы, Хиросимы, войны, пренебрежение индивидуальной свободой, полное закабаление человека в рамках тоталитарных режимов. При этом все ошибки и беды человечества обуславливались именно западным типом мышления. Считалось, что христич анство породило западный тип цивилизации и, следовательно, религиозная основа должна была подвергнуться пересмотру. С этими тезисами и выступали представители "поколения бита". Появляется очень большое количество никем не признанных неконформистских поэтов, писателей. Появляютя неконформистские течения в музыке, в частности, джаз начинает ради кально перестраиваться.

Появившийся как раз в эти годы джазовый стиль "боп" или "би-боп" /be bop/ был одной из первых форм протеста против засилия в искусстве бесконфликтности, беспроблемности и стремления подать все в розовом свете. Основателями "бопа" традиционно считаются несколько музыкантов: альт-саксофонист Чарли Паркер /Charlie Parker/, трубач Диззи Гиллеспи /Dizzy Gillespie/, пианист Телониус Монк /Thelonius Monk/, гитарист Чарли Крисчиан, о котором было сказано выше, и некоторые другие. Они были наиболее яркими представителями нового подхода к джазу.

В чем же состоял этот новый подход? Музыканты не пользовались термином "джаз", заменив его на термин "боп", а себя называли "бопперами". Именно боп нашел чрезвычайно большой отклик у представителей "поколения бита". Многие джазовые критики считают боп не джазовым стилем, а началом упадка джаза, настолько он был не похож ни на что ранее слышанное. Многие, в частности, критик Юг Панасье, считали, что вместе со свингом закончился настоящий джаз, а начались различные эксперименты, которые к джазу отношения не имеют. Однако другие критики, а их большинство, считают боп логическим развитием джаза. В рамках свинга были установлены определенные правила и законы жанра, которые строго выполнялись, со свингом отождествлялся весь джаз, он становился музыкой все более аранжированной, отрепетированной, в нем исчез элемент спонтанности. "Бопперы" изменили практически все эти законы. Во-первых, джаз снова стал джазом небольших ансамлей, небольших "комбо". Сужение составов привело к тому, что вновь свою роль заняла спонтанная импровизация. Во-вторых, были отброшены в сторону все те формальные приемы, которые сформировалиь в свинге, в частности, доминирование свингового ритма. Начинаются эксперименты с разнообразными ритмическими рисунками. Именно "бопперы" были теми экспериментаторами, которые ввели в язык джаза латиноамериканские ритмы, начиная от кубинской румбы и заканчивая бразильской босса-новой. "Бопперы" первыми начали приглашать в свои составы латино-американских барабанщиков. Такого рода эксперименты проводились еще в начале 30-х годов, но они были единичными, а "бопперы" сделали их системой. Например, первый латино-американский барабанщик Кандидо /Candido/ выступал с Диззи Гиллеспи и его ансамблем В дальнейших ритмических экспериментах нужно отметить то, что они начали применять нечетные ритмы, которые полностью противоречили сложившемуся ритмическому джазовому чувству, т.е. использованию исключительного размера 2/4 или 4/4 Как пример можно привести знаменитую композицию пианиста Дэйва Брубека /Dave Brubeck/ "Take Five ", что можно перевести как "Возьми Пять "в смысле рукопожатия" или в смысле "возьми размер 5/4 ", что собственно и показывает барабанщик. Этот размер, тогда совершенно экзотичный, сейчас стал нормой. 5/4 было началом, дальше пошли размеры 7/8 и так далее.

Было нарушено представление о том, что импровизация должна вписываться в определенное число квадратов. Вводился принцип, что любой импровизатор может играть столь ко,сколько ему необходимо для выражения его музыкальной мысли. Наконец, такое понятие, как порядок импровизации тоже был сломан. Если раньше каждый инструмент должен был импровизировать в строгой очередности за определенным инструментом, то "бопперы" от этого отказались. В результате появилось такое явление, которое получило название "бол" -исключительно из звукоподражательных соображений, поскольку это слово совершенно безеодержательно.

Снятие с музыки всех этих ограничений разбудило творческую фантазию музыкантов. С Чарли Паркера и Диззи Гил-леспи по-настоящему начинается традиционный джаз, который кристаллизовался со времен коллективной импровизации новоорлеанского джаза и импровизации солистов - звезд свингового оркестра, но по-настоящему он расцвел именно в бип-бопе. Сами "бопперы", в отличие от своих многих предшественников, чаще всего были интеллектуалами, которые различные интеллектуальные схемы пытались реализовать на змоциональном уровне.

Боп - это уже музыка интеллектуальная, это некие умс-таенные конструкции, которые доводятся до слушателя на языке музыки. Результатом такого развиития была потеря массовой аудитории, которая всегда рассматривала джаз как танцевальную музыку. Музыка "бопперов" стала Музыкой для интеллекту-

ЭЛОВ, МУЗЫКОЙ ДЛЯ ЭЛИТЫ И ИМеННО ПОЭТОМУ "биТНИКИ" BOC- приняли ее как музыку протеста, как музыку ломки старых стереотипов. Сам вид "бопперов", был своеобразным протестом - в моду вошли бороды, черные очки и береты, джазмэны стали походить на французских экзистенциалистов. Начали образовываться маленькие джазовые кафе. Сцена перестала быть дансингом, танцевальной площадкой. "Бопперов" все чаще ходят спушать в маленькие клубы, где собираются люди со сходными интересами. Под такую музыку трудно танцевать, в ней отсутствует тот характерный негритянский хэппенинг, который был характерен для раннего джаза. Именно поэтому многие критики говорят, что джаз стал "разумным" искусством, утратил свою непосредственность, которая всегда была ему присуща.

Однако, джазовые эксперименты были приняты лишь узкей группой интеллектуалов, таких как писатели Билл Корсо ДМ Corso/, Джек Кероуак /Jack Kerouac/, поэты Ферлингетти /Ferlinghetti/, Сендерс /Sanders/. Другое направление, которое возникло в результате развития всех ранее существовавших идей - рок-н-ролл /rock-and-roll/ - стало массовой музыкой.

В книге "Lennon remembers" ГЛеннон вспоминает"/, которая представляет собой сборник интервью Леннона различным журналам /главным образом журналу Толлинг Стоун"/, в одном интервью с участием Леннона и Йоко Оно был задан вопрос: "Как вы полагаете, почему рок-н-ролл так популярен? Почему он совершенно не имеет ни возрастных, ни национальных границ, а спокойно вписывается в совершенно разные человеческие сознания и его прекрасно воспринимают?" На это Леннон ответил, что, безусловно, это из-за его ритма, а Йоко Оно добавила, что именно из-за ритма 2/4, который отвечает нашему сердцебиению." Это, хотя и упрощенная точка зрения, но очень верная. То, что в рок-н-ролле было самым главным и то, что резко отличало его от всех современных ему музыкальных течений, был размер 2/4, который был воспринят из негритянского ритм-энд-блюза. Поэтому многие музыканты говорят, что рок-н-ролл - это нечто иное, это дальнейшее развитие ритм-энд-блюза.

Многие люди отождествляют рок-н-ролл с одноименным танцем начала 50-х годов. Это неверно. Существовала целая группа танцев, которые исполнялись под такую музыку и-которые иногда объединяют под таким общим термином. Это такие танцы, как джитербаг /jitterbug/, линдихоп /lindy-hop/ или джайв /jive/ .Эти танцы постепенно формировались еще в эру свинга, т.е. еще в 30-е годы. Так, линдихоп был назван в честь летчика Линдсберга, который первым перелетел Атлантический океан. Это событие хореографы ознаменовали тем, что придумали танец, насыщенный акробатикой. Эти танцы, требующие неплохой физической подготовки от участников, очень распространились среди молодёжи и часто рассматривались как своеобразные соревнования. Естественно, они требовали гораздо более энергичного музыкального сопровождения, чем традиционные танцы того времени - ту-степ /two step/, уан-степ /one step/, фокстрот /foxtrot/ или румба /rumba/, которая начала Распространяться благодаря "бопперам" и другим латиноамериканским танцам. Поскольку ритм-энд-блюз был наиболее "горячей" музы-кой, то его джазовый и блюзовый варианты стали очень быстро популярными для танцев нового поколения.

Что касается музыкального понятия термина рок-н-ролл, то.тут надо совершить небольшой экскурс в прошлое, чтобы понять символику мужских и женских начал, которые ясно выражены в термине "рок-н-ролл". Он имеет несомненный эротический смысл. Для того, чтобы это понять нужно обратиться к восточной идеологии.

На Востоке в совершенно разных системах - тантре, йоге, дзэн или даосской философии, взаимодействие противоположных, полярных начал считается основным законом бытия. Тот человек, который овладел их взаимодействием, который умеет их уравновешивать, считается совершенным человеком, считается мастером, учителем, если он кроме всего умеет передать свое мастерство людям. В индийской философии считается, что существует активное начало, присущее всем вещам, явлениям и событиям этого мира - раджас и существует пассивное начало, присущее также всему в этом мире - тамас. У более активных и агрессивных преобладает раджас, а у пассивных - тамас. Даже пища делится на "раджасовую" и "тамасо-вую". Мясо, масло, жиры - это все раджасовая пища. При уравновешенном состоянии раджаса и тамаса возникает еще третье состояние - сатва. В переводе с санскрита "сатва" означает "то, что есть". В индийской философии истинное бытие предполагается только за сатвой. Раджас и,тамас - это Иллюзия, они существуют только потому, что человеческое сознание разуравновешено либо в сторону активности, либо в сторону пассивности. Аналогичная конструкция есть в китайской философии: инь - холодное, пассивное, женское начало и янь -горячее, активное, мужское начало. Их взаимодействие порождает всё в мире, а при их уравновешивании возникает 'великий передел", по-китайски - "тай цзы". Аналогично в тантре существует представление о неуравновешенности мужчин и женщин, которые являются половинками истинного существа. Такое же представление есть и в европейской мистике, представление о "великом гермафродите", в котором присутствуют и мужские И женские черты. Того же рода есть идея у Платона, что первоначально единые существа были разделены на половинки и с тех пор эти половинки ищут друг другу. Этим он объяснял любовь.

Такой устойчивый культурный стереотип о том, что взаимодействие мужского и женского начал приводит к некой гармонии, присутствует и в негритянской культуре, где эротике придается мистическое значение. Считается, что в результате единения мужчин и женщин наступает новое, более высокое качество бытия, которое реализуется в организме.Но поскольку в обычных отношениях это состояние преходящее и мимолетное, то различные системы стараются разработать кодексы правил, которые при их использовании должны сделать такое состояние постоянным.

Если с такой точки зрения рассмотреть понимание термина "рок-н-ролл", в котором "рок" - это "ян", а "ролл" - это "инь", то получим, что он и обозначает именно такое взаимодествие мужского и женского начал, дающее полноту бытия. Это то, что вкладывалось в это понятие его основателями. Собственно, рок-н-ролловые танцы и были попыткой через движение достичь такого изменения состояния сознания, в котором бытие стало бы более полноценным. Первоначально это ощущение было известно только нефам и существовало исключительно как элемент негритянской культуры, но благодаря деятельности некоторых дискжокеев, того же Алана Фрида из Кливленда, благодаря поискам молодёжи контр-культуры, резко противостоящей общепринятой культуре, рок-н-ролл начинает проникать и в "белую" аудиторию.

Сделаем еще одно немаловажное замечание, которое позволит понять быстроту распространения рок-н-ролла в этой среде. К этому времени в Америке формируется довольно обширная прослойка публики, "тинэйджеры" /teen-ager/, в возрасте от тринадцати до девятнадцати лет, которая жила в условиях вызванного окончанием войны экономического подъема. Появляется полная занятость на американских предприятиях, безработица временно отходит на второй план. Жизненный уровень Америки довольно резко отличается от всего остального мира, потому что Америка пострадала меньше всех во Второй мировой войне. У подростков, многие из которых уже работают, появляются значительные карманные деньги. И, естественно, на их вкусы и интересы нужно было ориентироваться. Молодёжь увлеклась негритянской музыкой, которую они восприняли как некую контр-культуру. Начинается обширный выпуск записей такой музыки. Обозначения "расовых записей" постепенно исчезают, а их место занимают "инди" /indie/, сокращенно от " independent" /"независимые"/. Появляется огромное число независимых маленьких граммофонных фирм. Наиболее известные из них - фирма из Мемфиса "Сан" /San/, фирма из Хьюстона "Specialty", "Атлантик", "Чесс". Они первые, уловив спрос на музыку такого рода, начинают выпускать небольшими тиражами в обширно» ассортименте записи представителей негритянского ритм-энд-блюза. Крупные фирмы, почувствовав прибыльное дело, начинают перекупать у независимых фирм контракты и крупными тиражами выпускают пластинки на рынок. Это было качественно новое явление, приведшее к появлению новых личностей, "суперзвёзд".

Пластинки с записью рок-н - ролла начинают расходиться миллионными тиражами. Радио и магнитофоны позволили услышать эту музыку во всех частях света.

Такая "рок-революция" произошла потому, что были для этого и материальные предпосылки - развитие средств коммуникации, массовой информации и научно-технического прогресса. В дальнейшем рок-н-ролл стал как бы симбиозом развития науки, техники и культуры. Ни в каком другом виде искусства, за исключением телевидения и кино, техника не сыграла такой большой роли.

Как же музыкально осуществлялась рок-н-ролловая революция? Привычный образ рок-н-ролла в исполении Билла Хэйли /Bill Haley/, Литтл Ричарда /Little Richard/ как гитарной музыки с солистом - это более позднее явление. До этого были ансамбли стиля "ду воп" /doo wop/, что означает простое звукоподражание. Иногда этот стиль называют стилем "хай скул" /high school/, что обозначает "средняя школа". Уже в рамках джазового и негритянского ритм-энд-блюза начинает постепенно формироваться особая вокальная техника исполнения. Первоначально она возникла в свинге, у некоторых вокальных ансамблей, выступавших с большими оркестрами. Такого же типа ансамбли выступали и в рамках музыки "спиричуэл", как например, известный "Квартет Золотых Ворот" /"Golden Gate Quartet"/, негритянский квартет, который специализировался на исполнении духовных гимнов в сопровождении джазовой музыки. Была аналогичная группа, имеющая отношение к развлекательной музыке, выступавшая в биг-бэндовом сопровождении -"Чернильные пятна " /'Ink spots"/. А в рамках ритм-энд-блюза начинает появляться огромное количество вокальных ансамблей, чаще всего квартетов или квинтетов, в которых вокальные партии обычно расписывали по всему диапазону, от альта до баса. Такие квартеты или квинтеты исполняли чисто вокальную музыку /ритм-энд-блюз или свинг/, разложенную по вокальным партиям на два, три, четыре или пять голосов. Такие квартеты или квинтеты очень часто организовывались в школах учащимися, отсюда и название "хай скул *. И репетировали они где угодно, особенно часто почему-то в парикмахерских. Поэтому иногда эту музыку называют "барбер шоп " /barbershop/, т.е. "музыка парикмахерских".

Очень часто такие ансамбли выступали без инструментального сопровождения, поскольку денег на приобретение инструментов не было. Иногда такие группы приходили на студии звукозаписи и записывали свои пластинки в сопровождении студийных музыкантов. У негритянской молодежи это было очень популярным развлечением в начале 50-х годов. Существовало огромное количество музыкальных ансамлей, певших такую ритмизированную свинговую музыку и использовавших эту музыку в популярных "боевиках". Это такие ансамбли, как "Пингвины" /"Penguins'/, "Фламинго", "Кадеты".

Среди огромной массы таких ансамблей начал складываться определенный вокальный стиль, который был первенцем на ниве рок-н-ролла. Сейчас с легкой руки некоторых критиков, таких, как Карл Белц /Carl Belz/ или Арнольд Шоу утверждается, что первой композицией, которую можно считать рок-н-роллом, была звукоподражательная композиция группы "Кошки" /"Cats"/ под названием "Шшш-бум" /"SH-Boom"/. Правда, она вышла еще на "расовой пластинке" и была очень мало известна "белой" аудитории. Однако, когда аналогичная "белая" группа "Крюкатс" /"Crew Cuts"/, что можно перевести как "короткая стрижка", исполнила эту песню, она стала пользоваться колоссальной популярностью. И только когда массовая аудитория ознакомилась с "белой" версией песни "Шшш-бум;', стала известна и негритянская, оригинальная версия группы "Кэтс".

Некоторые, правда, считают, что первая рок-н-ролловая композиция возникла еще раньше, чуть ли не в самом конце сороковых годов, и называлась "Ракета восемьдесят восемь" /Rocket 88/. Однако, традиционно принято считать, что именно "Шшш-бум" была первой такой песней. Примерно в то же время появившийся у нас ансамбль "Дружба" под управлением Эдиты Пьехи и Леонида Броневицкого исполнял те же самые ранние рок-н-роллы, которые по идеологическим соображением представлялись ими как "песни народов мира". Например, популярная песня "Проказник Браун", исполнявшаяся "Дружбой" -это буквальный перевод аналогичного рок-н-ролла "Джонни Браун" /"Johnny Brown"/ группы "Костерз" /"Coasters"/, одной из первых вокальных рок-н-ролловых групп. Другая композиция -"Lollipop" которая выдавалась за финскую песню - так же американский рок-н-ролл группы "Плэттерс" /"Pletters"/. Из репертуара тех же "Плэттерс" была взята песня, с которой Эдита Пьеха и прославилась - "Только ты" "Only you" - так называемый "медленный рок" /Slow rock/.

Итак, вокальные ансамбли - это одна из примет раннего рок-н-ролла, который стал известен широкой публике. Причина этого в том, что исполнителями были молоденькие ребята, часто такие же школьники, как и их слушатели. Именно они стали очень популярными в определенном круге покупателей продукции граммзаписи. А уже за ними пришли настоящие рокеры.

, Здесь первым был Билли Хэйли /Bill Haley/. Название его ансамбля "Кометы" /"Comets"/ было построено на игре слов. Дело в том, что имя Галлей, открывший комету Галлея, по английски пишется точно так же как и Хэлли, но с двумя "л" Используя это, Билл Хэйли назвал свою группу "Кометы" -"Кометы" Хэйли или "Кометы" Галлея. Это первая звезда рок-н-ролла в действительности ставшая первой для белых слушателей. В то же время уже существовало устойчивое негритянское созвездие, известное, правда, только негритянской аудитории. Это ритм - энд-блюзовый певец и гитарист Бо Дидли, это Чак Бэрри /Chuck Berry/ - самая внушительная фигура в негритян ском рок-н-ролле, это Антуан Домино /Antoine Domino/ по прозвищу "Толстяк" /Fats/ из Нового Орлеана, это Литтл Ричард /настоящее имя Ричард Пенниман /Richard Penniman/ го кличке "Литлл" - "Малыш", поскольку он небольшого роста. Эти певцы и музыканты были первыми представителями той музыки, которая потом стала называться рок-н-роллом. Все они прошли ритм-энд-блюзовую школу и в той или иной мере имели отношение к первоначальному негритянскому ритм-энд-блюзу Ритм-энд-блюз, который появился в их исполнении, часто был музыкой с подчеркиванием сильной доли, т.е. скорее марше-образной музыкой с повышенной энергичностью. По гармонии ческой линии - это был все тот же блюз, но исполняемый не в характерной для джаза синкопированной манере, а в традиционной европейской галопоподобной манере. Во-вторых, поскольку она адресовалась главным образом молодежной публике, она значительно больше внимания уделяет молодежным проблемам в текстах композиций. Это проблемы школьные, как например, в рок-н-роллах Чака Бэрри /Chuck Berry/ -"Sweet little sixteen" или "School days", в которых речь идет о школьниках, школьницах, их проблемах и переживаниях. Первоначальный же ритм-энд-блюз, так как он был более "взрослым", был гораздо менее приличным.]

Наконец, как неизбежное явление, появилось много "Cover versions" - версий-обработок оригинальной негритянской музыки. Здесь больше всех преуспел Пэт Бун /Pat Boone/, белый певец, который до этого сделал себе карьеру на пении спиричуэла. Под влиянием негритянской музыки он начинает сам записывать свои версии негритянских "боевиков" с приличными текстами. Этим же отличается и ранний Билл Хэли, а также некоторые другие белые рокеры первого поколения.

Интересно, что Билл Хэйли был музыкантом стили "хиллбилли", т.е. музыкантом чисто струнного направления, который со своей группой довольно безуспешно выступал на протяжении ряда лет, вплоть до 1953 года. Он записал композицию в стиле рок-н-ролл, которую написал Джимми Де Найт /Jimmy De Knijht/, филадельфийский белый музыкант, под влиянием негритянской ритм-энд-блюзовой музыки. Эта композиция получила название "Rock around the clock", т.е. "Рок по всему циферблату" или "Рок круглые сутки", с очень простым текстом, незамысловатым смыслом, а главным образом с галло-пирующей ритмикой на основе негритянской блюзовой гармонии. Билл Хэйли был тем, кто написал одну из первых версий этой композиции. Кроме него негритянский певец Айвори Джо Хэнтер /Jvory Joe Hunter/ так же сделал эту запись, ™ она практически никому не была известна. Запись же Билла Хэйли выбрали в звуковую дорожку к фильму "Джунгли Черных Досок". В этом фильме речь шла о современной американской школе, о проблемах в ней начала 50-х годов, о Молодежных бандах. Музыка "Rock around the clock" звучала как музыкальная тема всех этих бунтующих школьников. Поскольку фильм очень быстро стал бестселлером, to БиЛл Хэйли Стал звездой. Ему было уже 30 лет, а музыка, которую он исполнял, адресовалась 15-16-летним школьникам старших классов. Тем не менее, школьники его восприняли. В свой обычный струнный состав "хиллбилли" он вставил саксофон. Его тенор-саксофонист Руди ПомпиллИ /Rudy Pompilli/, белый саксофонист, играл в стиле негритянских ритм-энд-блюзовых саксофонистов, таких как "Большой Джей МакНили" /Big Jay McNealy/ или Иллинойс Джекет /Illinois Jacguet/. Негритянские саксофонисты использовали акробатические пируэты, играя на саксофоне, делали стойки на голове, валялись с саксофоном по полу. Все это Папилли воспринял и стал в своем роде основателем целой школы рок-н-ролловых саксофонистов. Тенор-саксофон использовали очень многие рокеры, в частности, популярная на много позднее возникшая группа "Johnny & Hurricanes" ГДжонни и Ураганы*/. Однако, это было немного позднее, а пока Билл Хэйли оставался единственным музыкантом, выступающим с тенор-саксофоном. Другие белые рокеры, которые стали быстро копировать негритянскую манеру исполнения, оставались главным образом в области традиционно белой струнной музыки кантри. Поэтому у белых музыкантов рок-н-ролл часто назывался "рокабилли" /Rockabilly/, т.е. сочетание рок-н-ролла и хиллбилли.

Именно в области рокабилли и появились самые интересные музыканты рок-н-ролла. Это прежде всего Элвис Пресли /Elvis Presley/. Это прекрасный певец из Техаса Бадди Холли /Buddy Holy/, к сожалению погибший совсем молодым, но тем не менее оказавший колоссальное воздействие на всю последующую музыку, в частности, на английскую. Группа Бадди Холли называлась "Кузнечики" /"Crickets"/ и именно по названию этой группы будущие "Битлз", т.е. "Жуки" или "Клопы", назвали свою группу, подражая в определенной степени "Кузнечикам" и в своем инструментальном составе, и в своем названии. Джон Леннон даже во внешнем виде подражал Бадди Холли, поскольку так же как Бадди Холли был близорук и носил очки точно в такой же оправе. Другая английская группа, основные конкуренты "Битлз" во времена "ливерпульского звука", группа "Холлиз" /"Hollies"/ была названа по имени Бадди Холли. Это был певец, который оказал наиболее сильное воздействие на английский "бит". Во-первых, своим высоким голосом. Критики называли музыку Бадди Холли "Тех-Мех-Sound", т.е. "техаско-мексиканское" звучание. Он использовал характерные вокальные интонации мексиканской музыки в англо-саксонской основе. Другие белые певцы, оказавшие большое влияние на ранний рок-н-ролл - это Джей Пи Ричардсон /J.P.Richardson/ по кличке "Big Bopper", Эдди Кокран /Eddy Cochran/, творчество которого повлияло на группы "Ху", "Роллинг Стоунз" и другие. В частности, "Ху" его композицию "Блюз Летнего Времени" /"Summertime blues"/ включали в свои альбомы в оригинальной интерпретации. К этому ряду музыкантов можно отнести мексиканца Ричарда Уэленса /Richie Valence/ из Калифорнии - первого латиноамериканца, ставшего рок-звездой. Это и Джин Винсент /Gene Vincent/, автор знаменитого рок-н-ролла "Би-Боп Э Лула" ГВе Вор A LulaV. Тут тоже используется термин "бип-боп" из родственного джаза. Нужно отметить, что для раннего рок-н-ролла чрезвычайно характерна полуджазовая манера использования вокала, когда роль вокалиста часто сводилась к выкрикиванию совершенно бессмысленных словосочетаний, букв, слогов, звуков и так далее. Смысл слов был второстепенен и часто вообще никакой роли не играл. Знаменитый выкрик Литтл Ричарда "А ва баба лу ва ба ла бам бум" из его рок-н-ролла "Тутти-Фрутти" /"Tutti Frutti"/ или аналогичный выкрик Джина Винсента - это наиболее характерные примеры того, что в раннем роке смысловая нагрузка слов не играла практически никакой роли. И когда о рок-н-ропле говорится как о бунтарской музыке, то имеется в виду не текст, а музыка. И, наконец, упомянем, еще некоторых других исполнителей, которые сочетали в своей музыке элементы стиля ду-воп и инструментальные элементы музыки кантри. Это были "белые" группы, которые формально можно отнести к стилю рокабилли. Например, знаменитая американская группа "Братья Эверли" /"Everty Brothers*/. В нее входили Дон и Фил Эверли, которые действительно были братьями. Они, используя вокальную технику многословного исполнения и струнную музыку кантри, создавая предпосылки для будущего "ливерпульского бита", оказали большое влияние на англичан. Они пели высокими голосами в определенный интервал и их ранние композиции очень напоминают ранние произведения "Битлз".

Рок-н-ролл в его "белом" варианте стал еще более популярен, чем негритянский оригинал в исполнении Литтл Ричарда или Чака Бэрри. Буквально к 1956 году он стал настолько значительным культурным явлением, что о нем невозможно было умолчать. Одно время он существовал как некая субкультура, которая полностью замалчивалась властями, официальным искусством и так далее. Но начиная с 1956 года рок-н-ролл становится общепринятым явлением. Причиной беспокойства власть имущих Америки была в том, что молодежь, до этого смирная и почитавшая своих родителей, найдя свою культуру, полностью забыла культуру "взрослой" Америки. Многие молодые люди потеряли вкус и интерес к карьере, деньгам, к традиционным американским ценностям, которые считались совершенно непреложными. Это касалось и школьников, и студентов колледжей, и отпрысков из очень известных и богатых семей. В какой-то момент родители с ужасом обнаружили, что дети не желают продолжать их дело. В этот период произошло совершенно непонятное и трагическое событие.

В течение одного года с музыкального горизонта были удалены все крупные звезды рок-н-ролла. Все! В это же время в Конгрессе Соединенных Штатов по инициативе представителей Южных Штатов начинается слушание вопроса о пагубном влиянии рок-н-ролла на американскую молодежь. В качестве обвинения рассматриваются и такие, что рок-н-ролл является "рукой Москвы", что это деятельность Москвы по дестабилизации американского общества. Решение по этому вопросу так и не было принято. Это была эпоха "холодной войны", шла война с Кореей, существовала конфронтация между СССР и США, расцветал маккартизм, "охота за ведьмами". В такой атмосфере могло произойти все, что угодно.Поэтому имелось такое мнение общественности, что за этим странным уходом всех звезд стояли спецслужбы США. В одной авиакатастрофе одновременно погибают Бадди Холли, "Биг Боппер" и Ричи Уэлленс, которые летели на гастроли. Через несколько дней в авиакатастрофе гибнет Эдди Кокран, а Джин Винсент получает тяжелые увечья, ему ампутируют ногу. Практически в то же время самолет, в котором летит Литтл Ричард, потерпел аварию над океаном и начал падать. В эти минуты Литтл Ричард дает Богу обещание, что он никогда больше не будет заниматься рок-н-роллом. Само-лет вышел из штопора и произвел посадку на каком-то острове. Литтл Ричард несколько лет выполняет обещание, потом опять начинает петь. Элвиса Пресли забирают служить в армию в Западную Германию. Чака Берри арестовывают по сфабрикованному обвинению в совращении несовершеннолетней. Он действительно во время гастролей начинает флиртовать с какой-то девушкой. Ей было пятнадцать лет, хотя она выдавала себя за 18-летнюю. Потом оказалось, что агенты ФБР провели с ней беседу, после чего застали Чака Берри с этой девушкой и обвинили его в совращении несовершеннолетней, хотя эта несовершеннолетняя занималась проституцией уже три года.

Однако, свято место пусто не бывает. Возникшая брешь заполняется исполнителями крупных граммофонных фирм. Это были молодые люди, с которыми легко было работать, которые делали все, что им скажут, исполняли репертуар, который для них писали. "Tin Pan Alley" /"Аллея жестяных сковородок"/ - так назывался район в Нью-Йорке, где и живут профессиональные композиторы, находятся артистические бюро, студии звукозаписи. Если говорят, что звучит музыка с Тин Пэн Элли, то это заведомо означает коммерческий шлягер, сделанный профессионалами для массовой аудитории. Таких исполнителей рок-критики называли "анемичными ничтожествами". Они заняли то место, которое до них занимали рокеры, пробившиеся своим талантом, своими силами. О ком идет речь? Это Поль Анка /Paul Anka/, Нил Седака /Neil Sedaka/, Фабиан /Fabian/, Дион /Dion/ и так далее. Сейчас о них мало кто помнит, но в 19591961 годах это были звезды первой величины. Они пели "сладкие" песни с хорошей роковой ритмикой, не ставили никаких проблем в своей музыке. Массовая школьная аудитория "клюнула" на такую музыку. И предпосылки для этого имелись. Нил Седака, например, был очень талантливым человеком и хорошим музыкантом, но его творчество было сугубо развлекательным. О Поле Анке даже этого не скажешь. У него был хороший голос, но не более того, а главного успеха он добился "боевиком" "Диана" /"Diana"/. В нем шла речь о любви между школьником и взрослой женщиной. Таким образом, "анемичные ничтожества" выпускали высококачественную развлекательную продукцию, но не более того.

Нужно остановиться на творчестве Элвиса Пресли. В прессе ходили сплетни, что он агент ФБР, что он выдавал коллег-музыкантов охранке. На этой истории нужно остановиться. Дело в том, что Элвис Пресли, в ансамбле которого играли очень многие талантливые музыканты /которые впоследствии погибли от употребления наркотиков/, в какой-то момент объявил войну против наркомании и наркотиков. Поскольку наркомания была явлением чрезвычайно распространенным в музыкальных кругах, он обратился в ФБР, которое занимается этими вопросами, с предложением своей помощи. На это Эдгар Гувер - тогдашний директор ФБР, ненавидящий рок-н-ролл как все консерваторы, сказал, что сам Пресли подозрительный тип и не заслуживает доверия, а в услугах они не нуждаются. Через некоторое время он изменил свою точку зрения, но к тому времени и сам Пресли уже не высказывал желания сотрудничать с этой организацией. Все письма Эдгару Гуверу стали дос-гоянием нечистоплотных журналистов, которые обвинили Пресли в том, что он является осведомителем охранки.

Таким образом, с самого начала путь рок-н-ролла не был усеян лаврами, с точки зрения признания со стороны официальной культуры. Но оказалось, что рок-н-ролл чрезвычайно выгодное явление с материальной стороны. Даже самые консервативные звукозаписывающие фирмы не могли отказаться от такой прибыли. Эта экономическая основа рока продвинула его в числе наиболее покупаемой продукции, оттеснив на второй план телевидение, книги.

Электрогитара становится основным инструментом рок-ансамбля и этим рок начинает резко отличаться от джаза, где электрогитара была лишь одним из многих инструментов. От джаза рок в раннем периоде отличается также "восстановлением прав" сильной доли, а также появлением ритма галопа. Галоп - это популярный в Европе танец, который считают дальним прародителем будущих джетербана, джайва или линди-хопа. У него есть аналог и в латиноамериканской музыке. Это хабанера или в буквальном переводе "гаванский танец", кубинский танец в размере 2/4. Европейским предшественником галопа и хабанеры был танец контрданс /"деревенский танец/. Все современные танцы рок-н-ролла, такие как джерк /Jerk/, твист /Twist/, шейк /Shake/, фруг /Frug/ мэш патэйла /Mashed potaloe/, слэп /Slap/, серф /Surf/ и другие, произошли от этой хореографической ветви. В начале 60х-годов появилось огромное количество рок-н-ролловых танцев. Некоторые танцы, такие как

"Dog" или "Monre" подражали движениям животных. Здесь имеется некая параллель с восточными школами физического развития. В таких школах как корейская "тэйк-ван-до" или китайские "кунг-фу" или "у-шу" существуют движения, подражающие движениям животных. Явления такого же рода существовали и в рок-н-ролловой хореографии.

Такой невиданный взлет хореографии имел в своей основе довольно странный факт. "Анемичные ничтожества" заполонили не только всю сцену, но и радио. Возникает популярная радиопередача "American bandstand" ГАмериканская сцена"/. Вначале в ней выступали настоящие рокеры, но по мере того, как их убирали с радио, их место начинают занимать "бесконфликтные" и "беспроблемные" исполнители. В это же время, в конце 50-х годов возникает еще один конкурент музыке -телевидение. Один из ведущих телепередачи, который раньше был связан с радиопередачей "Американская сцена" Дик Кларк /Dick Clark/ организовывает свое знаменитое "Шоу Дика Кларка" /"Dick Clark Show/. На протяжении 5-6 лет это была самая популярная телепередача. В ней выступали "Битлз", когда впервые приехали на гастроли в Америку и считали это для себя большой честью. Молодежь на этих телепередачах танцевала рок-н-рол-ловые танцы, типа джетербана, джайва или линди-хопа. Многие телезрители начали писать возмущенные письма на телевидение в адрес Дика Кларка, что он пропагандирует распущенность, а также негритянскую хореографию, которая известна своей эротичностью. В передаче очень часто принимали участие школьники, она даже породила определенный стандарт в одежде. Для девушек - белые гетры, короткие юбочки, свитера-водолазки, для мальчиков - короткие джинсы, из-под которых должны были быть видны белые носки, синие кроссовки из замши, так называемые "Blue suede shues" /"синие замшевые туфли"/, а также прически с характерным коком и удлиненными висками. Выработался некий стандарт молодежной моды. А поскольку передача действительно оказывала очень сильное воздействие на молодежь, решено было отказаться от парных танцев. Для этого нужно было быстро изобретать индивидуальные танцы. Выход из положения был найден при помощи танцев шейк и твист /1960 г/. Неизвестный никому дисюкокей Чабби Чейкер /Chubby Checker/ из дискотеки "Peppermint Lounge" в Филадельфии первым исполнил композицию, которая так и называлась 'Twist" /"Извиваться"/. Ее написал негритянский музыкант Хэнк Баллард /Hank Ballard/ как сопровождения для рок-н-роллового танца. Чабби Чейкер на одном из вечеров у себя на дискотеке решил поимпровизировать под эту мелодию, изобретая некие "па", которые соответствовали тексту песни: "Давайте извиваться под музыку". Эти движения стали чрезвычайно популярными и через год твист танцевала королева Великобритании.

Что же происходило с негритянским ритм-энд-блюзом во второй половине 50-годов, когда рок-н-ролл становится общенациональным явлением? Многие негры очень болезненно переживали тот факт, что чисто негритянскую музыку "монополизировали" белые. "Белые звезды" вытеснили оригинальных негритянских исполнителей со сцены. В противовес стало раз--иваться чисто негритянское искусство без всех "белых" элементов. По времени этот процесс совпадает с ростом самосознания негров. Конец 50-х, начало 60-х годов становится временем становления негритянской культуры внутри американской нации, которая черпает вдохновение из африканских корней и старается восстановить традиции африканского музицирования. Речь идет о появлении музыки, которая в дальнейшем стала известна под названием "соул" /"Soul"/ и которая оказала чрезвычайно большое воздействие на развитие всей современной музыки.

Чтобы понять символику музыки соул, надо обратиться к неевропейскому взгляду на мир. "Соул" буквально означает "душа". В европейском понимании душа - это что-то призрачное, лишь косвенно связанное с телесной субстанцией. Негритянское понимание души очень близко к восточному пониманию, она является посредником между двумя мирами: между миром материальным и духовным. Считается, что эти две субстанции -дух и материя - существуют сами по себе и никак не могут взаимодействовать. Для взаимодействия нужен посредник, который содержал бы в себе элементы того и другого. Это и есть душа. А душе должна соответствовать и определенная музыка, которая аппелирует к духу. Такой духовной музыкой является спиричуэл, госпел. А из музыки материальной, светской, присутствует блюз. Само понятие "соул" обозначает синтез негритянской светской музыки - блюза и негритянской духовной музыки - спиричуэла.

Идея подобного синтеза пришла сразу нескольким музыкантам, поэтому считается, что у музыки "соул" было сразу несколько основателей. Пожалуй самым известным, поскольку он стал идеологом этого стиля и разработал его формальные приемы, был негритянский певец Рэй Чарлз /Ray Charles/. Он начинал свою деятельность как джазовый певец, его кумиром в молодости был джазовый певец Нэт Коул /Nat Cole/ по прозвищу "Король" /King/, который сам себе аккомпанировал на форте---но и выступал в джазовом трио, с контрабасистом и барабанщиком. Коул создал характерную манеру пения и был одним из представителей вокальной свинговой школы. Правда, в отличие от биг-бэндоз, он чаще всего предпочитал выступать с маленьким "кембо". Рэй Чарлз в юности испытал большое влияние Нэт "Кинг" Коула, он сам тоже играл на фортепиано и по примеру Коула создал свое собственное трио, выступая с репертуаром джазовых стандартов, так называемых "эвэргринов" /"evergreen"/ или "вечнозеленых" - тех песен, которые сущест-еуют уже много лет и являются стандартными темами для про-оерки качества джазмэна. Но постепенно его все больше начинает интересовать ритм-энд-блюз, музыка более "горячая" соответствующая его темпераменту и взгляду на жизнь. Именно Рэю Чарлзу принадлежат одни из первых попыток использования электрических клавишных в современной музыке. В знаменитой композиции "What'd і say" он играет на электророяле "Fender rhodes". Это один из первых примеров применения такого инструмента, впоследствии ставшего чрезвычайно попу лярным. Выступая с ри.м-энд-блюзовым репертуаром, Чарлз становится артистом фирмы "Атлантик", что описывается в книге Чарли Джиллета /Charlie Gillett/, английского критика-негра, которая называется /"Making tracks the history of Atlantic"/ "Творя звуковые дорожки"/. История фирмы Атлантик описывает один интересный факт из жизни Рэя Чарлза. Чарлз, находясь на гастролях, ночью позвонил по телефону в Нью-Йорк Ахмету Эртегуну и сказал, что ему пришла в голову шальная и крамольная мысль - исполнить классический спиричуэл "Мой Иисус всегда со мной" со своими словами, т. е. взять и перевести сугубо религиозный текст на мирской язык как это делают блюз-мэны. А также спеть песню "Моя женщина всегда со мной". Вместо небесной любви - воспеть обычную земную любовь и тем самым показать их родство, поскольку через земную любовь человек может понять, что такое настоящая любовь в религиозном понимании. Человек, который конкретно никогда никого не любил, не сможет любить и Бога. Для него это все слишком абстрактно. Более того, Бога можно любить, только любя какого-то конкретного человека, видя в нем воплощение божества.

Эта идея была придумана не Чарлзом. Она чрезвычайно широко распространена в персидской поэзии, например, в поэзии суфмев, персидских мистиков, которые свою религиозную любовь обычно зашифровывали в земных терминах. Рэй Чарлз задумал то же самое. Он хотел говорить о высочайших стремлениях человеческого духа при помощи обыденного житейского языка. И тем самым хотел показать красоту мира самого по себе.

Эртыгуна эта идея напугала. Он сказал, что Рэя, во-первых, не поймут, а во-вторых, у него есть шанс быть линчеванным прямо на концерте, потому что он посягнул на святыни. Однако, Рэй Чарлз решил рискнуть и в результате этого, как сейчас считают родился соул, в частности, его знаменитая вещь "I got a woman", в дальнейшем известная по многочисленным обработкам. Мелодия, положенная в ее основу - это классический спиричуэл, но все акценты смещены. У Рэя Чарлза сразу появилась резкая оппозиция, но при этом появилась и масса страстных поклонников нового течения. Чарлз подвергался атакам как со стороны поклонников спиричуэла, так и со стороны блюзмэнов, которые утверждали, что он портит чистоту блюза привнесением высокой эмоциональности музыки спиричуэл. Исполнители блюза всегда относились с иронией ко всему, в том числе и к собственному творчеству. В спиричуэле никакой смех, никакая ирония были неуместны. Тут нужна повышенная серьезность и полная эмоциональность, не он требует полной самоотдачи. Певцы спиричуэла кричат и вопят, что для блюза было не характерно. Блюзмэны гораздо более уравновешены. Рэй Чарлз, использовав обычные бытовые темы и музыкальный язык спиричуэла, исполнял композиции на повышенном эмоциональном уровне. Он начал кричать, хрипеть, как это делают проповедники в церквях Алабамы.

Если Рэй Чарлз пришел в соул со стороны риш-энд-блюза, то Сэм Кук пришел со стороны спиричуэла. Сэм Кук /Sam Cooke/ оказал на соул не меньшее, чем Чарлз, влияние, но он гораздо менее известен, поскольку трагически погиб совсем молодым. Его застрелила хозяйка мотеля, в котором он остановился во время гастролей, приняв за грабителя. Он традиционно выступал с хором "Soul stirrers'A исполнял религиозные гимны, госпелы и так далее. Заинтересовавшись светской музыкой, он стал использовать блюзовые формы, наполнять их энергией спиричуэла.

Эти два человека не были единственными новаторами, были и другие. В частности, знаменитый Джеймас Браун /James Brown/, которого впоследствии называли "Соул-братом 1". Это Отис Реддинг /Otis Redding/, музыкант Юга Соединенных Штатов из штата Теннесси, тоже рано погибший совсем молодым в 1967 году, когда его слава начала по-настоящему распространяться после знаменитого фестиваля в Монтерее в Калифорнии. На этом же фестивале впервые прославились Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Сантана, "Ху".

Эти люди заложили основу будущего музыкального стиля, который впоследствии стал таким знаменитым. В нем с самого начала появились различные течения как и в блюзе. Рассматривают деревенскую школу соул или южную школу, которая сформировалась и функционировала в тех же районах что и кантри-блюз - Дельте, в Южных Штатах. Здесь была своя знаменитая фирма "Stax/volt", которая базировалась в городе Мэкон в штате Джорджия, были свои исполнители, такие как Руфус Томас /Rufus Thomas/, его дочка Карла Томас /Carla Thomas/, дуэт Сэм и Дэйв /Sam & Dave/. К этой школе тяготел и Вилсон Пикет /Wilson Pickett/, певец из Штата Алабама. Деревенский или южный стиль соул наоболее близок к первоначальным формам блюза и спиричуэла в их естественном, природном виде. Эта школа была продолжателем дела Джеймса Брауна и Отиса Реддинга. Для нее характерна минимальная аранжировка и минимальный инструментальный набор. Наиболее популярными музыкантами южной школы была группа "Bookert & MG's" из Мемфиса. "MG" в данном случае - абривеатура "Memphis group". Буккер Ти Джонс /Booker Т. Jones/ - клавишник и лидер этой группы. Именно она иногда с добавлением одной духовой секции "Memphis Horns" /"Мемфисских Духовых"/ сопровождает в записи пение всех знаменитых исполнителей этой школы.

С другой стороны существует северная школа, которая формировалась там, где были крупные негритянские гетто. Нью-Йоркская школа, основными представителями которой являются Арета Фрэнклин /Aretha Franklin/ певица, которая получила титул "Лэди Соул" /"Lady Soul"/, группа "Impressions" /"Впечатление"/, возглавляемая Куртисом Мэйфилдом, очень известным впоследствии сололевцом, "Маленький Антоний и Империалы" /"Little Anthony & Imperials'/ и многие другие. Детройтская школа или знаменитый "Tamla motown sound", который сейчас считается основной школой музыки соул. "Motown" сокращенное от "Motor town" - это общепринятое название Детройта, поскольку в Детройте находятся наиболее крупные автомобильные заводы. Именно здесь на заводах Форда работал Берри Горден-младший /Berry Gordy jr/, в будущем основатель фирмы "Gordy", которая затем стала называться "Tamla motown'. Городские или северные стили соул отличаются от южных точно также, как отличается от деревенского кантри-блюза городской блюз. В частности, в записях "Мотаун" - очень часто звучит струнный оркестр, очень богатые аранжировки для духовых, для различных секций инструментов, хотя все это базируется на плотной ритмической основе ритм-энд-блюза. Среди исполнителей из Детройта можно отметить женское трио "Supremes" /"Превосходные"/, в котором начинала петь Даяна Росе /Diana Ross/, квинтет "Temptations" /"Искушение"/, квартет "Four tors" /"Четыре верхушки"/, группу "Смоки Робинсона" /"Smokey Robinson"/, "Miracles" /"Чудеса"/, Стиви Уандера /Stevie Wonder/ - самую крупную звезду детройтского стиля, и многих других. Интересно, что если фирма "Stax" была организована белыми, в студийной группе "Stax" из Мемфиса "Booker Т. & the MG's" основным аранжировщиком был белый гитарист Стив Кропперт "Тамла Мотаун" из Детройта была чисто негритянской фирмой. Она была основана негром на деньги, которые он заработал на конвейере. Сначала он организовал маленькую студию, потом небольшой завод по штамповке пластинок. В настоящее время "Мотаун" является одной из крупнейших корпораций в Америке. И по сей день она практически негритянская. Нью-Йоркский стиль - промежуточный между южным, деревенским стилем соул и детройтским. Здесь работали очень талантливые аранжировщики, продюсеры, авторы музыки, в частности, знаменитый дуэт братьев Холланд /Holland/, Ламон Дозьер /Lamont Dozier/, продьюсер Норман Уайфилд /Norman Whitfield/, будущий отец музыки фанки, и так далее. Студия "Мотаун", которая помимо основных "этикеток" этой фирмы "Тамла" и "Мотаун" объединяла еще и "этикетки" "Gordy", "Melody", "V.I.P", "Rare earth", "Mowest", постепенно стала обрастать филиалами и стала крупным концерном. Здесь работали очень интересные музыканты: знаменитый бассист Джемисон /J.Jameson/, который стал одним из основателей характерной школы игры на басе, легшей в основу музыки фанки или гитариста Ва-Ва Ватсон /Wah-Wah Watson/, который стал основоположником целого стиля аккомпанемента на гитаре. Фирма сгруппировала вокруг себя очень талантливых музыкантов, певцов, композиторов, продюсеров и постепенно стала крупнейшей фирмой записи стиля соул. Эти школы также оказали большое влияние на будущую английскую музыку, на "ливерпульский звук". Интересно, что на первых альбомах "Битлз" - "Плиз, плиз, ми" и "Виз зе Битлз" около трети композиций составляют либо рок-н-роллы, либо композиции музыкантов детройтской школы, в частности, композиции "Money" 'Деньги"/ или "Mr. Postman" из альбома "With the Beatles" - это классический репертуар детройтских музыкантов, групп Contours" и "Marvelettec". Вокальная техника, которая у Детройтских музыкантов была дальнейшим развитием ритм-энд-блюзовой школы ду-воп тоже оказала на "Битлз" очень большое влияние. Ясно прослеживаются два направления американского влияния на "Битлз". Это, с одной стороны, школа рокабилли, а с другой стороны, школа "соул" /по вокалу/. Музыка соул становится популярной, начиная с 1959 года, а особенно с 1960 года, года основания фирмы "Тамла Мотаун". Фирма "Stax" была организована чуть позже. К началу 60-х годов мы видим следующую ситуацию в музыке.

Джаз к этому времени, претерпев массу изменений, превратился в музыку очень элитарную, далекую от массового слушателя. Рок к началу 60-х годов превратился в чисто коммерческую музыку. Негритянский ритм-энд-блюз развился, соединившись со спиричуэлом, в музыку соул, которая к этому времени была наиболее творческой, свежей. Музыка кантри в ее вариантах синтеза с рок-н-роллом, т.е. рокабилли, была достаточно популярна, но ее звездный час уже прошел вместе со смертью Бадди Холли. Приблизительно к этому времени становится популярной "фолк музыка" /"Folk"/, "народная музыка", которая особенно распространилась в конце 50-х -начале 60-х годов в студенческих кэмпингах, в городах, где было много образованной молодежи. Молодежь очень скептически относилась к коммерческому рок-н-роллу. К джазу она относилась гораздо более сочувственно, но без восторга. Музыка соул еще не успела увлечь, поскольку в это время она была распространена в основном у негров. Поэтому молодежь заинтересовалась народными песнями, балладами. В этом направлении работали молодые певцы, такие как Том Пакстон /Tom Paxton/, Джоан Байес /Joan Baez/, Джулия Феликс /Julie Felix/, Бафи Сент-Мари /Buffy Sainte-Marie/ и молодой Боб Дилан /Bob Dylan/, который в 1962 году прошел увлечение джазом и блюзом. В частности, он выступал, играя на губной гармошке, в блюзовом оркестре "Матушки Рэйни" /"Ma RaneyV, очень известной блюзовой негритянской певицы, к тому времени уже шестидесятилетней.

Запад и Восток - две концепции музыки. Истоки джаза || Оглавление || Модерн-джаз и фольклорная революция. Новости из Ливерпуля

1










© 2005—2020 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">