Южный рок, вуду-рок, кантри-рок, гуд тайм мьюзик, глэм-рок и электроника

Если арт-рок, хард-рок и джаз-рок составляли основной массив музыки конца 60-х - начала 70-х, то в это же время существовало очень много других, менее известных, менее значительных, но, тем не менее, респектабельных стилей, которые внесли свою лепту в общее развитие современной музыки.

Начнем с направления, которое получило в литературе название "южный рок" Г Southern Rock"/. Это направление мало формалиэовано, невозможно точно определить, что это такое, но, тем не мене, музыка довольно легко различается на слух.

Прежде всего, какой "Юг" имеется в виду? Это опять-гаки Юг Соединенных Штатов. Время возникновения: непосредственно за психоделической волной эйсид-рока, то есть 1967-1968-й годы. А музыка, представленная этим направлением, шляется одной из форм ритм-энд-блюза, правда изрядно разбавленной музыкой кантри. Если рассматривать источники южного рока, то можно увидеть, что они ничем не отличаются от юточников рок-н-ролла 50-х годов. Можно сказать, что южный рок, по крайней мере у некоторых своих представителей, и был, собственно, рок-н-роллом, но в несколько других условиях, юторических и географических.

В южном роке различают несколько разных школ, которые различают чаще всего по его основателям. Наиболее известна школа группы "Creedence Clearwater Revival". Перевод названия этой группы довольно сложный, поскольку оно составлено из нескольких, не связанных друг с другом слов. Creedence" - это "вера" или "кредо". "Clearwater" - это название маленького города на юге США, в штате Миссисипи, а буквальном переводе "Чистая вода". A "Revival" - это "возрождение".

Под термином "Revival" в музыке лонимают любые стили, которые являются возрождением в новых условиях уже хрошо известной музыки. В данном случае речь идет о рок-н-ролле.

Эта группа вначале существовала исключительно в любительском статусе. Её организовали два брата Фогерти - Джон Фогерти /John Fogerty/ и Том Фогерти /Tom Fogerty/. Оба -универсальные музыканты, оба - самоучки. Вся их музыкальная подготовка была исключительно в том, что они слушали "живьем" и на пластинках лидеров рок-н-ролла, музыки кантри, блюза. И в результате родился их собственный звук, который в настоящее время очень трудно спутать со звуком других музыкантов.

Они происходили из дельты Миссисипи, которая не местном диалекте называется "Байю" /"Bayou"/. Название при. шло от местного франкоязычного населения и затем распространилось по -всем Соединенным Штатам - Байю или Байю. кантри. Так, кстати, называется второй альбом этой группы -"Bayou Country".

Помимо братьев Фогерти, которые играли роль композиторов, аранжировщиков и основной вокальной силы этой группы, а также её мелодической секции, играя на гитарах, банджо, губной гармонике, в группе еще были Стюарт Кук /Stuart Cook/, который играл на ударных, и басист Дуглас Клиффорд /Douglas Clifford/. Они составили одну из наиболее замечательных- ритм-секций в истории рок-музыки. Правда, в отличии от других, - это была ритм-секция, испытавшая на себе влияние главным образом чикагского блюза и ритм-секции раннего рок-н-ролла, в частности, барабанщика Фредди Бэллоу /Freddie Below/, самого известного из чикагсклх блюзменов, который сопровождал практически всех звезд Чикаго в их турне и в студии.

Этот квартет первоначально испытывал на себе очень большое влияние калифорнийской музыки, калифорнийского эйсид-рока, что явственно видно из их первого альбома, который вышел под названием "Creedence Clearwater Revival". Это название было некой составной фразой, звучавшей несколько загадочно и лри этом имела определенный смысл. Буквальный перевод этого названия может быть такой - "Вера в возрождение чистой воды". Под "чистой водой" понимался ранний рок-н-ролл, не загрязненный более поздними влияниями. И действительно, группа, помимо интереса к необычным психоделическим звучаниям, различным электронным эффектам, была чисто рок-н-рольной, хотя отдавала дань и традиционно ритм-энд-блю-зовому материалу. В частности, такие композиции . первого альбома, как "Suzie - Q" - это известная ритм-энд-блю-зовая вещь, которую исполняли в свое время "Роллинг Стоунэ" в 1965 году, а до этого исполнявшаяся американскими блюзме-нами, или "I Put a Spell on you" - известный блюз Вопящего Джея Хокинса.

Однако, уже ко второму альбому у них начинает формироваться их собственный стиль, который явно испытал на себе влияние музыки Юга Миссисипи, где был распространен французский стиль кэтджунстиль кантри-музыки с доминированием аккордеона. Здесь, в Луизиане среди франкоязычных негров получили очень широкое распространение африканские религиозные культы типа "вуду" с использованием характерной, вводящей в "транс" ритмики. Здесь даже существовал короткоживущий стиль, получивший название вуду-рок /Voodoo Rock/, который пользовался ритмами "вуду" в сочетании с обычными роковыми инструментами. Пожалуй, самыми известными представителями этого стиля была американская группа "Exuma".

Влияние вуду, кэджуна и чистого блюза дельты Миссисипи в сочетании с кантри-музыкой Юга, Алабамы или Теннесси породили второй альбом, оказавший очень большое -воздействие на- американских /и не только американских/ "рокеров". Это альбом "Bayou Country", на котором записан самый знаменитый "боевик" этой группы, впоследствии многократно цитировавшийся другими музыкантами - "Proud Mary" /Гордая Мери"/. Здесь речь идет об одном .из последних пароходов, оставшихся с XIX века, который курсировал по Миссисипи. Он был национальной гордостью всех южан и ему посвящалась эта песня. И хотя эта песня не претендовала на всемирную славу, тем не менее она сразу же стала лидировать в хит - парадах и сыграла большую роль в возрождении американского национального духа в рок-музыке, который был сильно поколеблен "английским вторжением". После "Криденс Клируотер Ривайвел" ситуация изменилась и американцы начали слушать собственный рок.

Их третий альбом - "Green River" ГЗелёная река"/, тоже посвященный Миссисипи, уже шел по накатанным рельсам предыдущего успеха.

Это же касается их четвертого альбома - "Willie & The Poor Boys" ГВилли и бедняки"/. Помимо использования традиционных роковых инструментов, обычно они выступали в таком составе: Джон Фогерти - лидер-гитара и вокал, Том Фогерти -ритм-гитара, гармоника и ритм-секция. Они начали использовать примитивные инструменты Юга - "казу", "восштабы", стиральные доски, банджо. Со временем они начали вставлять чисто рок-н-ролловые композиции в свои альбомы ГВилли и бедняки"/. Потом это продолжалось в альбоме "Cosmo's Factory" /"Космическая.ферма"/ и других.Начали появляться саксофоны, а спектр инструментального звучания стал очень широк.

"Криденс Клируотер Ривайвел" представляет одну школу. К этой школе принадлежали очень многие. В частности, сейчас уже забытый, а в свое время очень популярный певец, главный конкурент этой группы, Тони Джо Уайт /Tony Joe White/. Он тоже выпустил массу пластинок в том же стиле. Нужно отметить, что этот стиль оказал очень большое влияние даже на "Битлз", потому что многие композиции "Битлз" написаны явно в духе южного рока. Речь идет о таких песнях, как " Баллада о Джоне и Йоко" с ритмикой вуду-рока и с характерными инструментальными партиями, или "Old Brown Shoes* /"Старые коричневые ботинки"/, даже, отчасти, "Back in the USSR" /"Назад в СССР"/. Эта школа пользовалась большей популярностью, чем другая школа, которая оставила более значительный след в музыке. Имеется в виду школа штата Джорджия, из города Мэкон /Macon/, возникшая благодаря творчеству группы "Allman Brothers Band' /"Оркестр братьев Алман"/.

Как видно из названия, группа была основана двумя братьями - Дьюэном Алманом и Грэгом Алманом /Duane & Gregg Allman/, очень талантливыми музыкантами, что в первую очередь нужно отнести к Дьюэну Алману. Дьюэн Алман уже давно был известен на американском музыкальном небосклоне как один из лучших музыкантов, которые участвуют в студийных записях /session-man/ и обычно являются профессионалами, работающими при какой -то студии.

Алман работал с очень многими музыкантами во многих студиях штатов Теннеси '«Джорджия. В частности, в студиях "Stax-Volt",. известных студиях Юга, занимавшихся записью ритм-энд-блюза и музыки соул, или в не менее известной студии "Фэйм" /"Fame"/. Именно здесь он работал с такими звездами рока, как Эдди Хокинс /Eddie Hawkins/. И постепенно стал одним из наиболее высоко котирующихся слайд-гитаристов. Слайд -гитара - вариант стальной педальной гитары. Также под слайд-гитарой иногда понимается техника игры скольжением по струнам, а не прижатием их в определенных местах. Сам термин "слайд" означает "скользить". Слайд-гитара - инструмент очень популярный в музыке кантри. В роке они использовались очень мало, пожалуй, только в двух стилях: "южном роке* и кантри-роке. И поэтому Дьюэн Алман был человеком, на которого был большой спрос. Когда его популярность достигла общегосударственной славы, он решает создать на волне интереса к своей гитарной технике собственную группу. Достаточно сказать, что когда Эрик Клэптон организовал свой знаменитый состав "Derek & The Dominoes", то он пригласил именно Дьюэна Алмана играть на слайд-гитаре. И там он оставил свое классическое соло, в знаменитом "боевике" группы "Derek & The Dominoes" - "Layla". Однако это произошло позже, когда школа "Алман Бразерз* стала очень престижной и многие музыканты начали играть в этом стиле.

По мере того, как они выпускали свои первые ранние пластинки, увеличивался интерес к ним. Во-первых, группа по тем временам была довольно неожиданной, поскольку в ней было два барабанщика. Это Джейми Джехансон /Jamie Jahanson/ и Батч Траке /Butch Trucks/. До этого только у Фрэн-

«а Заппы в его авангардистских поисках использовалось несколько барабанщиков, или скажем в группе Трэйтфул Дэд", известной Сан-Францисской группе. Здесь же оба барабанщика играли пульсацию, бит. У 'Трэйтфул Дэд" один задавал ритм, а другой солировал брейки. У Фрэнка Заппы оба барабанщика мо гли делать все, что угодно. А у братьев Алманов в функции барабанщиков впервые входило поддержание ритмической пульсации. В результате этого появилась характерная ритмика. "Алман Бразерс" был наиболее часто копируемым ансамблем различными группами после гитарного стиля Дьюэна Алмана.

Первый их альбом прошел относительно незамеченным. Он назывался "Allman Brothers Band" и вышел в 1968 году. Второй альбом /"Idlewild South"/, названный так по маленькому городку в штате Джорджия, был уже очень тепло воспринят критикой, а третий альбом стал сенсацией. Это их знаменитый альбом "Allman Brothers Live of Fillmore East", записанный в знаменитом Нью-Йоркском зале "Филмор Ист". Альбом этот и по сей день считается классикой рока. Он был очень высоко отмечен практически всеми критиками, в частности, критиками журнала "Роллинг Стоун", к тому времени ставшим самым компетентным и значительным американским музыкальным изданием. Он начал издаваться в Сан-Франциска летом 1967 года и уже к началу 70-х был самым представительным печатным органом в области рока. В "Роллинг Стоун" существует следующая система оценки пластинок. Каждая пластинка, которая рецензируется в этом журнале, получает определенное количество звездочек. Если пластинка является шедевром, она получает пять звездочек - это случается очень редко. Четыре звездочки -это пластинка очень хорошая, хотя и не такой шедевр, как в случае пяти звездочек. Три звездочки - это нормальная, хорошая продукция. Две - средняя, одна - плохо. А помимо одной звездочки, есть еще. и квадратик, который означает что даже та пластмасса, которая пошла на эту пластинку, потрачена зря. Интересно, что многие английские арт-роковые группы получали за свои альбомы квадратики в "Роллинг Стоун". Это показатель того, что арт-рок не высоко котируется в Соединенных Штатах. Квадратик, например, получили "Картинки с выставки" "EIP". Альбом, записанный в "Филмор Исте" получил пять звездочек и с тех пор включается во все антологии рока как образец жанра. Действительно, пластинка "Allman Brothers Live of Fillmore East" очень сильная, поскольку демонстрирует импровизационное мастерство всех членов группы и, в первую очередь, Дьюэна Алмана. Он недолго царил на музыкальном небосклоне, поскольку вскоре после этого головокружительного успеха погиб а автомобильной катастрофе, разбившись на мотоцикле после вечеринки, посвященной такому высокому достижению. Правда, еще остались невыпущенными записи с его музыкой, которые вышли на следующей, очень интересной пластинке "Eat a PeachСьешь персик"/. Дело в том, что Джорджия традиционно является в Соединенных Штатах главным производи. телем персиков, ее даже называют "Персиковый рай". И, пос--кольку до тою времени Джорджия славилась только персиками, а после этого стала славиться еще и группой "Алман Бразерс", то они и решили соединить в представлении американцев такие расхожие штампы, как персики и южный рок. Интересно, что президент Картер, пожалуй, не мог бы добиться победы в выборах, если бы не подчеркивал постоянно в интервью и телевизионных выступлениях своего личного знакомства с "Алман Бразерс Бэнд" и если бы "Алман Бразерс Бэнд" не выступали во время его рекламной кампании. Шеф фирмы "Capricorn Records", которая была организована "Алман Бразерс" для выпуска своих пластинок, Фил Уолден /Phil Waiden/, бывший pa-ботник "Атлантика" был личным другом Картера. Это сыграло довольно значительную роль во всех выборах. Противник Картера на этих выборах, Джеральд Форд во время телевизионного интервью на вопрос "Кто такой Мик Джаггер", ответил -"Понятия не имею", что явилось потерей многих голосов среди молодежи.

После выступлений "Алман Бразерс" возникло огромное количество их подражателей. Помимо названных четырех членов группы, в ней играл еще и басист Берри Оукли /Berry Oakiey/, а также Дикки Бэте /Dickie Betts/, еще один гитарист, который играл на обычной электрогитаре. Его дуэт вместе с Дьюэном очень часто копировался: дуэт слайд-гитары и электрогитары. Грэг Алман играл на клавишных и был главным вокалистом. После того, как Дьюэн Алман погиб, были попытки заменить его, но "Алман Бразерс" уже, пожалуй, никогда не под-нимапись до уровня своего первого состава. Хотя, впрочем, исполняли всегда очень высококачественную музыку.

Появилось еще очень много групп, которые грулпиро-вались вокруг фирмы "Каприкорн" и которые в той или иной степени играли музыку приблизительно такую же.

Во-первых, это группа "Cowboy" /"Ковбой"/, группа южного рока, но с более отчетливым кантри-звучанием, нежели у "Алман Бразерс". Группа "Hydra" /"Гидра"/, группа "Marshall Tucker Band" /"Оркестр маршала Таккера'7, группа "Dixie Dregs", которая потом изменила свое название на просто "Dregs" и стала одной из немногих американских арт-роковых групп, и некоторые другие группы, который, хотя и не записывались на фирме "Каприкорн", е музыкальном отношении были очень близки к этому звучанию. Часто они копировали чуть ли не название "Алман Бразерс". Скажем, известная группа "Doobie Brothers" /"Братья Дуби"/. Группа "Eagles" /"Орлы"/ во уторой половине 70-х годов были вообще одним из самых популярных ансамблей в мире, хотя на более коммерческой основе развивали те идеи, которые были в творчестве "Бердс" или "Поко" /"Росо'7. Этот ансамбль особенно стал известным, когда к нему перешел гитарист Джо Уолш /Joe Walsh/, до этого игравший с американской блюз-роковой группой "James Band" /"Банда Джеймса"/. И, пожалуй, классикой "Игле" стал их знаменитый "боевик" "Hotel California" /"Отель Калифорния"/ - по иронии судьбы вещь плагиаторская, списанная один к одному с одной из композиций "Джетро Талл", с более ранней композиции 70-го года альбома "Benefit". "Игле" изменил темпорит-мическую основу и транспонировал музыку в другую тональность. В результате этого песня зазвучала совершенно необыч но. Многие музыковеды и критики плагиата просто не заметили, настолько это было сделано красиво. Хотя, когда это уже стало известно, становится совершенно непонятным, как можно было такой случай плагиата оставить без должного внимания. Пожалуй, главным в успехе "Отеля Калифорния" был текст, весьма интересный, очень символичный и требующий довольно солидной расшифровки. Тем более, что он касается жизни и смерти Грэма Парсона /Gram Parsons/, а его смерть и по сей день остается одной из самых таинственных страниц в рок-музыке. Он умер в мотеле в Калифорнии, в городе Джошуа Три /Joshua Tree/, ему же посвящен альбом группы "Ю-ту" под названием "Joshua'Tree". Тело его исчезло из мотеля, а потом было обнаружено полусожженным в пустыне, со следами каких-то произведенных ритуалов. До сих пор неизвестно, что же произошло с Парсоном, что было причиной его смерти. В песне "Отель Капи форния" отдаленным мотивом прослеживается и эта судьба, но вообще эта песня о музыке Западного побережья, о движении хиппи, о всех событиях конца 60-х, поданная в поэтическом виде.

На темной пустынной автостраде мои волосы развеял ветер,

Я услышал запах пирожков и двинулся по запаху.

В темноте звонил колокол из монастыря рядом.

Я подумал, что это - предзнаменование рая или ада?

И постучал в дверь.

Она стояла на пороге со свечей в руке. Пропустила меня, чтобы я вошел, и я вошел туда.

А голоса пели: "Добро пожаловать в отель "Калифорния"! Такое милое место, такие приятные лица. Здесь всегда масса свободных номеров и в любое время года. Вы можете снять номер. На потолках зеркала. Розовое шампанское на льду".

Но она сказала мне, что мы здесь пленники своих собственных схем.

И мы часто собираемся в хозяйских камерах и там вострим свои ножи.

ML. все время пытаемся убить чудовище, но нам это никогда не удается.

Последнее, что я помню, я бежал по коридору. Я требовал, чтобы мой багаж немедленно вернули туда, А ночью портье сказал: "Успокойся, мы здесь запрограммированы, чтобы только принимать. Ты можешь выписаться в любое время, но уехать ты отсюда не сможешь никогда". Припев: "Добро пожаловать в отель "Калифорния"...

В одном месте, когда герой беседует с хозяином гостиницы, он просит, чтобы ему принесли вина. А хозяин отвечает, что его и духа нет с 1969 года. Эта фраза в каком-то смысле ключевая, потому что 1969 год был годом самых разных событий, которые в той или иной степени уничтожили калифорнийскую музыку. В этот год произошла загадочная смерть Парсона и знаменитое дело Мэнсона, когда банда Мэнсона убила киноактрису Шарон Тейт /Sharon Tate/ и всех друзей, которые собрались у нее на вилле. После этого стали говорить, что хиппи - это не миролюбивые люди, которые призывают к любви и согласию, а маньяки и убийцы, поскольку Мэнсон выдавал себя за хиппи. После этого движение хиппи пошло на спад, оно было как бы дискредитировано.

Качество текста было таким, что песня "Отель Калифорния" стала абсолютным "боевиком", побила массу рекордов и по тиражам, и по нахождению в списках популярности на первых местах, но, тем не менее, музыкально это был плагиат.

"Игле" после "Отеля Калифорния", после знаменитого гитарного соло Джо Уолша в инструментальной части тоже породили огромное количество подражателей.

То же самое можно сказать и о другой представители нице коммерческого кантри-рока Линде Ронстадт /Угк1а Ronstadt/, которая начала выступать с кантри репертуаром, а затем аранжировала его в роковом духе. Линда стала типичной поп-звездой, "певицей №1" Америки и только совсем недавно новое поколение американских певиц, типа Мадонны, немножко отодвинуло ее из первых рядов коммерческой музыки Соединенных Штатов.

Поэтому кантри-рок, как и южный рок, - явление очень неоднородное. Здесь есть музыка очень сложная, профессионально изощренная, как это происходит в случае с "Бёрдз" или "Flying Burrito Brothers" /"Летучих братьев Бурито'У. Есть музыка коммерческая, доступная и мелодическая, как у Линды Ронстадт или "Игле", есть масса различных промежуточных форм. Однако, роднит эту музыку одно: сочетание сентиментальности и фольклорности музыки кантри с довольно жесткой роковой схемой, на которую накладывается звучание инструментов кантри, распространенных в Южных штатах.

Это то, что касается американских стилей этой музыки. Теперь снова переберемся в Англию конца 60-х годов. Здесь, сменяя друг друга с довольно большой скоростью, возникло сначала подражание "ливерпульскому звучанию" начала 60-х годов, под названием "Новый Ливерпуль" или "New Mersey Sound" /"Новое звучание Мёрси"/, правда уже в совершенно дру-гом окружении. Копировалась манера пения коллективного вокала ливерпульцев, высокие голоса и упор на струнные инструменты, но при этом тематика была существенно упрощена, стала более развлекательной и адресованой, главным образом, молодежи в тинэйджеровском возрасте. Речь идет о группах, в дальнейшем объединяемых общим стилевым термином "Good time Music" /"Музыка старых добрых времен"/. Представители стиля "гуд тайм" главным образом ностальгически вспоминали начало 60-х, ливерпульскую музыку и различные синтетические стили, например, ранний ритм-энд-блюз в сочетании с диксилендом. Была такая знаменитая группа "New Vaudeville Band" /"Новый водевильный оркестр"/, песня которых "Winchester Caphedral" /"Винчестерский собор"/ стала, пожалуй, самым популярным инструментальным "боевиком" 1967-1968-х годов. На базе стиля "нью мерси", пожалуй, и возник стиль, который впоследствии получил название "Bubblegum Music" /"Музыкальная жвачка"/. "Bubblegum" - так называется резинка, из которой вы-дуваюся пузыри. Поскольку такая резинка является предметом увлечения, в основном, детей, то понятно, что имеется в виду, когда музыку называют "буббл-гум". Здесь главное - запоминающаяся мелодия, причем, чем она проще, тем лучше. "Буббл гум" в Англии был представлен такими группами, как "Middle of the Road" /"Посреди дороги"/ или ранним творчеством концерна "Чапмэн и Чинн" ГСпартап & Chinn/ - это пара продюсеров, которые работали для фирмы "EMI", писали очень легкие, бессодержательные песни и с этими песнями очень быстро нашли себе аудиторию у юной толпы. Они продвинули в жизнь такие группы, как "Sweet" /"Конфета"/, таких исполнителей, как Сюзи Куатро /Suzy Quatro/, ансамбль "Mud" /"Грязь"/, раннюю музыку "Smokie" /"Дымок"/ и других.

Собственно, "буббл-гум" - "этикетка", более распространенная в Америке. В Англии пользуются чаще термином "Teeny Rock" /"Тинэйджерский рок"/. Здесь наряду с перечисленными "Свит" и "Смоки", самой популярной была группа "Bay City Rollers", группа из Шотландии, состоявшая из 14-15-летних ребят. По мере их взросления, их заменяли на более молодых.

В Америке аналогичная музыка была представлена таким ансамблем, как "1910 Fruitgum Company" ГКомпания жевательной резинки 1910 г."/. Многие считают, что именно по названию этой группы и был определен стиль "буббл гум". В нем работали такие группы, как "Ohio Express" /"Экспресс Огайо"/, "Pink Elephant" ГРозовый слон"/ и другие.

Многие критики совершенно основательно рассматривают музыку "буббл гум", царившую в конце 60-х, в начале 70-х годов, как некую реакцию на усложнение музыки (с одной стороны), которое наблюдалось в таких стилях, как арт-рок или джаз-рок. С другой стороны - на экспрессивную мужественность хард-рока. С рок-музыкой делалось примерно то же, что делалось в начале 60-х с рок-н-роллом, когда вместо Элвиса Пресли и Литтл Ричарда слушателям стали "предлагать" Пола Анку или Нила Сидаку. Считается, что "буббл гум" или "тини-рок" были реакцией фирм граммзаписи на неуправляемую стихию развития рока. Они пытались ввести "неуправляемых рокеров" в безопасное русло молодежных развлечений.

Из американских последователей стиля "нью мерси" надо в первую очередь отметить группу "Monkees" ГОбезьяны"/. Вначале никакой группы "Манкиэ" не было. Просто было задумано некое теле-шоу, в котором для молодежи хотели создать юмористически-пародийное представление на их музыку "серьезного рока*. В частности, подобрали четырех молодых людей, которые внешне были похожи на "Битлз", хотя скорее, опять-таки пародийно. Они должны были разыгрывать из оебя музыкантов. Но после того, как теле-шоу прошло на экранах, многие приняли все всерьез. Решили, что действительно есть группа "Манкиэ", а она была названа "Обезьяны" - как некое кривляние на английский рок. На телестудию посыпалась масса писем с просьбой более широко осветить творчество новой группы "Манкиэ". Пришлось целой бригаде опытных музыкантов натаскивать этих четырех ребят, чтобы они что-то могли показать. С "Манкиз" работали такие профессионалы, как Нил Даймонд /Neil

Diamond/ или дуэт "Воусе & Hart". Они писали им песни, вместе со студийными музыкантами озвучивали первоначально телешоу. А потом начались интенсивные репетиции. Поскольку ребята были талантливыми и восприняли много из того, чему их учили, они быстро стали записывать пластинку за пластинкой. Это были очень удачные пластинки. Они достаточно хорошо расходились, а их песня "I'm Believer" /"Я верующий"/, написанная Нилом Даймондом специально для них, стала самой популярной песней 1967 года.

После этого начались турне, группу стали требовать "живьем*. И"Манкиз" выдержали этот серьезный экзамен. Летом 1967 года они были приглашены на гастроли в Англию. В статье об их гастролях было написано, что все английские "звезды" прибежали на концерт группы "Манкиз". В первых рядах сидели люди из "Роллинг Стоунз", из группы Спенсора Дэвиса и так далее. Когда в антракте корреспонденты начали спрашивать о впечатлениях от концерта, то они сказали: "Удивительно, они действительно играют и поют!" И после этого "Манкиз" несколько лет царили безраздельно в Америке, по крайней мере, на молодежном рынке. Они внесли свою лепту в тини-рок, но довольно быстро сошли со сцены. Однако, в конце 1989 года и в 1990 году в рамках интереса к музыке 60-х годов снова возник спрос на "Манкиз". Они снова собрались и записали пластинку.

Вся молодежная музыка в то время выполняла развлекательную и чисто коммерческую функцию. Она была, пусть не совсем удачным, но противовесом всем "подпольным" поискам и новым усложненным музыкальным стилям. Именно в рамках такого рода творчества и возникли более склонные к визуализации музыкальные стили, которые получили различные наэ-. вания. Наиболее распространенными являются "глэм-рок" /Glam rock/ или "глиттер-рок" /Glitter Rock/ и другие. Зародившись первоначально в чисто "подпольной" среде, они, впитали в себя всю атмосферу полукоммерческой фееричности и превратились в очень странные симбиозы откровенного авангардизма и совершенно неприкрытой коммерции. Основателями здесь, пожалуй, были англичане, а самым главным был Марк Болан /Marc Bolan/ и его группа 'Tyrannosavrus Rex" /"Королевский тиранозавр"/.

Группа, которая так называлась, состояла из двух очень интеллигентных молодых людей: Марка Болана /настоящее имя его - Марк Фелд /Mark Feld// и Стюарта Перигрина Тука /Stuart Peregrine Took/. Эти два человека делали на "подпольной" лондонской сцене совершенно оригинальные эксперименты. Они соединяли английскую народную музыку, английские баллады со странным полуакустическим, полуэлектрическим аккомпанементом. При этом Тук играл на ударных инструментах, самых разнообразных, чаще всего на экзотических восточных /например, на табле, на конго/, на различных трещетках и так далее. Болан аккомпанировал себе на гитаре, как на аккустической, так и на электрической и пел.

Их ранние альбомы назывались очень странно, названия устояли из десятков слов. Авангардистская атмосфера чувствуется и в текстах, которые очень символичны, мало понятны, для их расшифровки нужно знать массу английских реалий. Однако, приблизительно к концу 60-х и самому началу 70-х годов их стиль радикально меняется. Музыкально на них воздействовали главным образом эйсид-роковые эксперименты, в основном монотонные риффы. И название поменялось, они стали называться просто "Ти.Рэкс". Изменились их тексты. Они стали гораздо проще, получили явный сексуальный оттенок. И, наконец, что самое главное, - резко изменился визуальный образ. До этого музыканты были типичными обтрепанными, длинноволосыми хиппи. Теперь они стали похожи на джентельменов XVIII-ro столетия с кружевами, рюшами, оборками, брошами и вплоть до туфель на высоких каблуках. Собственно, вся мода на платформы и характерную обувь, которая была распространена в 70-е годы, породил Марк Болан. Однажды на концерте он вышел на сцену в женских туфлях на высоком каблуке и танкетке, да еще с пряжками. Кроме того, очень популярными стали блестящие, переливающиеся одежды, особенно при освещении прожектора. Отсюда и название этого стиля. Слова "Glam" и "Glitter" означает по-английски "сверкающий", "блестящий". Пожалуй, Марк Болан и был представителем этого стиля.

Как видно, стиль очень "лоскутный". Но эта "лоскут-ность", фрагментарность вообще очень характерна для поп-искусства. Поп-искусство вообще склонно к коллажным формам. Здесь были элементы эйсид-рока, психоделической музыки, были элементы обычного рок-н-ролла, буги-вуги. Очень часто на многих композициях "Ти.Рэкса" вся музыкальная фактура - это традиционное буги-вуги. Даже фильм о Марке Болане так и назывался "Born to Boogie" /"Рожденный для буги'7. Кстати, оператором этого фильма был Ринго Старр, который был большим приятелем Болана и старался посещать все его концерты. На одном концерте он заснял его выступление своей кинокамерой. Потом были вставлены разные номера, беседы, интервью, немного юмора и получился фильм "Рожденный для буги".

Болан был "первой ласточкой," но не единственной. Примерно тем же самый и приблизительно в то же время начал заниматься другой английский певец Дэвид Джонс /David Jones/. Но поскольку точно так же звали певца из "Манкиз", ему пришлось взять себе псевдоним. Он стал Дэвидом Боуи / David Bowie/ и под этим именем стал известен всему миру.

Дэвид Боуи тоже начинал свою карьеру в авангардистских кругах, в коммуне хиппи, которая сложилась в Лондоне к этому времени. Начинал с группой "The Lover Third" /"Третий любовник"/, которая выступала в типичной атмосфере того времени: длинные волосы, вытертые джинсы, символика и психоделические тексты. Они имели мало успеха у массовой публики. Более того, контракт с "Деккой" оказался неудачным и "Декка" быстро отказались от их услуг.

Внешне Боуи чрезвычайно интересен. У него глаза разного цвета. С одной стороны, это породило миф о том, что у него один глаз искусственный, что он вообще слепой, а, с другой стороны - способствовало скандальной популярности.

Боуи, видя успех Марка Болана, решает кардинально изменить свою музыкальную политику и обратить большое внимание на внешние, визуальные формы выступлений. Он изобретает новый сценический образ - фантастически-космический. Это некий "Ziggy Stardust" ГЗигги - звездная пыль"/, который является рок-звездой далекого будущего. Его группа "Spiders from Mars" /" Пауки с Марса"/ - это что-то таинственно-опасное, а сам он роковая личность. Боуи прекрасный танцор, великолепный мим и актер. Образ Зигги Стардаста, который он создал, стал его постоянной маской. В дальнейшем все его творчество - это взгляд на настоящее с точки зрения человека будущего, причем будущего страшного, сомнительного. С одной стороны, он как бы отдыхает в прошлом от будущего, а, с другой стороны, он знает, чем все это кончится, поскольку оттуда и явился.

Этот образ оказался очень популярным и Боуи вышел в первые ряды глэмрокеров.

Можно упомянуть еще несколько имен такого же калибра, в настоящее время гораздо менее известных. Это Гэри Глиттер /Gary Glitter/. Репертуар его с музыкальной точки зрения - это традиционный рок-н-ролл, но поданный в новом визуальном оформлении.

Наконец, самая популярная группа в этом направлении и, пожалуй, самая талантливая в музыкальном отношении - это английская группа "Roxy Music" /"Музыка с душком"/. Состав ее весьма своеобразен: "рокер-гитарист" - Фил Манзанера /Phil Manzanera/, хорошо известный в "подпольных" английских кругах по своим выступлениям с группой "The Quiet Sun" /"Тихое солнце"/. Он уроженец Внесуэлы, где прожил все детство и ран нее отрочество, а потом переехал в Англию. "Клетчатый джаз-мзн" - Энди Маккей /Andy McKay/, саксофонист, игравший со многими английскими известными джазовыми исполнителями. Ритм-секция много раз изменялась. И, наконец, "аристократич-но-вурдалачный молодой человек" - Брайан Ферри /Bryan Ferry/.

Музыка, которую они пытались составить из таких разнородных элементов, и должна была быть "с душком", "с червоточинкой", с легким налетом декоданса. Группа "состав, ляла" музыку из элементов чистого рока, джаза, электроники и слащавых баллад, которые прошли через очень специфическую призму восприятия и превратились из изначально меланхолически сентиментальных вещей в нечто зашифрованное и странное. Этим занимался Брайан Ферри.

Группа с самого начала сделала большую ставку на внешнее визуальное воздействие. До мелочей разрабатывалось все: детали туалета, прически, над которыми работали лучшие английские мастера, движения, жесты, пантомима. Все отрабатывалось до ювелирной точности.

На обложках своих пластинок они обязательно помещали визуальный символ своей пикантной музыки, "музыки с душком". Это были актрисы, которые должны были изображать девиц легкого поведения. Обычно их отбирали по принципам безусловной фотогеничности, но специальная гримерская работа фотомастеров придавала этим фотомоделям некий порочный дух, который никогда не был виден с первого взгляда. Среди их фотомоделей была даже Аманда Лир /Amanda Lear/, впоследствии знаменитая "звезда" диско, но тогда просто фотомодель. Она снялась на обложке их второго альбома "For Your Pleasure" /"Для Вашего удовольствия"/ в одежде из черной кожи и с черной пантерой на поводке.

Все эти альбомы пользовались колоссальным успехом и может быть успех глэм-рока от того, что музыканты стали уделять больше внимания чисто внешнему аспекту выступлений, благодаря, главным образом, "Рокси мьюэик". Музыка тоже варьируется в очень широких диапазонах: от очень сложной авангардистской электронной музыки и джазовых импровизаций до слащавых баллад с примитивной мелодической линией.

"Рокси мьюэик" - одна из наиболее талантливых рок групп в истории современной музыки с совершенно оригинальной концепцией. Единственную параллель, которую можно провести - это параллель с группой "Бархатное подполье" Действительно, Лу Рид, лидер "Велвет Андеграунд" был близко знаком и с Дэвидом Боуи, и с Брайаном Ферри, и с Филом Maнзанерой и, более того, их представление об искусстве и музыке были очень сходными. И не случайно то, что впоследствии музыка "Рокси Мьюзик", музыка "Велвет Андеграунд", и, отчасти может быть, музыка таких авангардистов, как "Кинг Кримсон" стала некой основой для творчества неоромантиков, то есть музыкантов "новой волны" уже 80-х годов. Именно от этих музыкантов были восприняты и главенствующая роль визуального воздействия /можно сказать, что все современные видеоклипы родились как результат развития идей "Рокси мьюзик"/, и критически-сардонический взгляд на жизнь, который явственно виден в "For Your Pleasure" или "Stranded". С одной стороны, это вроде бы чисто коммерческие группы, а с другой стороны, совершенно трансформированное отношение к этому всему. Может показаться, что "Дюран Дюран" - это апалогеты красивой жизни. Этому способствуют и их видеоклипы, и их пластинки. Но, с другой стороны, ясно видно скептическое отношение к своему творчеству и к человеческой культуре.

Из более поздних исполнителей глэм-рока можно отметить "Japan* /"Япония"/, известную неоромантическую группу. Их композиции напоминают музыку "Рокси Мьюзик", но в несколько другом исполнении. То же самое можно сказать и о "Дюран Дюран", и о таких группах, как "Visage" или "ABC" и многих других исполнителей неоромантической "новой волны".

Этот чисто английский стиль - глэм-рок - в дальнейшем стал интернациональным. Все "звезды" этого стиля - англичане. Они в каком-то смысле близки к арт-року, но не с музыкальной стороны, поскольку арт-рок - музыка существенно более сложная и виртуозная, а скорее по своей концепции "тотального искусства". То есть концепция, исходя из которой у "потребителя" искусства должны быть одновременно задействованы все его органы чувств: уши, глаза, даже нюх, потому что на концертах широко практиковалось использование самых разнообразных сильнопахнущих веществ, как ароматических, так и совсем неароматических. Эта концепция идет в музыку "новой волны", неоромантиков именно из арт-рока и глэм-рока. Глэм-рок, в каком-то смысле - это простонародный вариант арт-рока, который не тяготеет к крупным формам, к масштабным музыкальным полотнам, а делает все на мини материале, пользуясь всем тем арсеналом, что и "Дженезис" или "Пинк Флойд".

Теперь нужно еще немного сказать о европейцах, поскольку в то же самое время, когда возникли вышеназванные музыкальные стили, Европа начинает выходить на мировую арену. Извечное доминирование англо-саксов на музыкальном рынке рок-музыки постепенно начинает "размываться". В первую очередь, благодаря западногерманским музыкантам, может быть потому, что в Германии англо-американская музыка получила наиболее широкое распространение. Во Франции издавна были свои шансонье и своя школа, в Италии были свои певцы, которые разрабатывали свою неаполитанскую канцониссиму /Canzonissima/, соединяя ее с вариантами эстрады. В Германии ничего такого не было. Были сначала робкие попытки подражания и перевода на немецкий язык англоязычного рок-н-ролла. Австрийский исполнитель Петер Крауз /Peter Krause/, например, был очень популярен в Германии, поскольку пел по-немецки. Но все это было совершенно второсортно и неоригинально. А с начала 70-х, с самого конца 60-х годов появляются несколько совершенно оригинальных исполнителей и даже возникает термин, который впоследствии становится общепринятым. Это термин "краут-рок" /Kraut - Rock/ - "капустный рок", названный так в честь любимого блюда немцев - тушеной капусты. Аналогично, кстати, французский рок был окрещен в английской прессе - "фрог-рок" /Frog-Rock/ - "лягушачий рок", а итальянский, естественно, "спагетти-рок" /Spaghetti - Rock/.

Несмотря на снисходительность "этикетки", в рамках "краут-рока" возникло несколько очень интересных исполнителей. Из самостоятельных немецких ансамблей нужно отметить ансамбль "Амон Дуул" /Anion Duul/, странное название которого не переводится. Этот ансамбль возник первоначально в колонии западногерманских хиппи и был выразителем их идеологии, их умонастроений и чувств. Потом он разделился на два ансамбля - "Амон Дуул I" и "Амон Дуул II". Музыка, которая исполнялась этим ансамблем, была местным вариантом зйсид-рока из Калифорнии.

Темы, которыми интересовались "Амон Дуул", были весьма своеобразными. Первый их альбом назывался "Dance of the Lemmings" ГТанцы леммингов"/. "Танцы леммингов" - это массовые самоубийства этих животных, которым наука еще не нашла объяснения. Вообще самоубийства в животном мире встречаются очень редко и носят исключительный характер (например, киты). С этой точки зрения "Танцы леммингов* являются сатирой на человеческое общество, где леммингами являются, собственно, люди. Другой их альбом "Йети" /"Yeti7 -"Снежный человек". Из названий виден их интерес к непонятным, загадочным и таинственным явлениям. Или, наоборот,, наглый вызов. Например, у них есть альбом, который называется "Phallus Dei" ГФаллос господень"/ - основной инструмент, управляющий этим миром. Немецких музыкантов иногда называли представителями "тевтонского рока" /"Teuton Rock"/.

Действительно, они представляли тевтонский дух в психоделической музыке. Группа действительно очень интересная, хотя, может быть, не такая оригинальная. Шедшая по их стопам группа "Фауст" /'Faust"/ отличалась сочетанием конкретной музыки с магнитофонными студийными трюками, ускоренными и замедленными скоростями, многократным наложением каналов, записью "наоборот". На этом фоне - играющая как часы ритм-секция.

Однако, самой интересной была группа "Сап" /"Жестянка"/ - западногерманская группа, о которой очень хорошо написала "Мелоди Мейкер": "Вы привыкли, что слушая рок, Вы слушаете электрическую музыку, сидя на деревянных стульях. Слушать "Кэн" - это все равно, что слушать деревянную музыку, сидя на электрических стульях". Такая фраза очень хорошо характеризует музыку "Кэн". Их барабанщик Джеки Либцайт /Jackie Liebezeit/ считается непревзойденным "метрономом" вообще в роковой ритмике. Иногда кажется, что работает ударный синтезатор, однако это - живой человек, доведший свою метро-номную точность до сверхчеловеческого совершенства. На фоне этой ритмики выступают остальные музыканты. Ирмин Шмидт /Irmin Scmidt/, клавишник этой группы, закончивший Кёльнскую консерваторию, большой поклонник Карла Хайнца Штокгаузена и всех его теорий о влиянии чистого звука без обертонов на человека. Он этим пользуется, создавая свою "деревянную музыку". И, наконец, Хольгер Чукай /Holger Czukay/, гитарист, который преуспел в постоянных риффах на гитаре. Общий эффект от музыки "Кэн", как ни странно, чрезвычайно сильный. Не знаю, что здесь действует: теории Штокгаузена, ритмика Либцайта или общий дух, но "Кэн"- один из самых оригинальных, неповторимых и интересных немецких роковых ансамблей.

Нужно упомянуть и о других электронщиках, которых вдохновило творчество Штокгаузена. Это "Tangerine Dream" /Мандариновый сон"/, и западноберлинская группа "Kraftwerk" /"Электростанция*/. "Крафтверк" - непосредственные ученики Штокгаузена, получили консерваторское образование. Интересно, что "Крафтверк* прошел довольно длительную эволюцию в своей работе, так же как и "Тэйнджерин Дрим". Вначале Тейнджерин Дрим" был типично психоделическим ансамблем эйсид-рока, но с упором не на струнную музыку, а на необычные электронные звучания, которые они воспроизводили на гогдашних еще очень несовершенных инструментах, например, ia меллотроне /меллотрон - набор магнитных колец, на которых «писаны ноты в исполнении разных инструментов/. Меллотроном широко пользовались Манфред Манн, "Муди Блюз", ранний "Кинг Кримсон", где на меллотроне играл сам Фрипп. У "Тэйнджерин Дрим" меллотрон звучал несколько иначе. Здесь его начали использовать для музыкального синтеза, микшируя сигналы от разных записанных звуков необычным образом, да еще часто трансформируя этот звук через разные приставки, приспособления или пользуясь магнитофонами для убыстрения или замедления записи. Поэтому выступления "Тэйнджерин Дрим " выглядели очень экзотично. Первоначально это был квинтет с традиционными для рока электрогитарой и ударными. Музыка этого состава хорошо представлена в их первом альбоме "Electronik Meditation" ЛЭлектронная медитация"/. В дальнейшем их состав сузился до трио и они стали пользоваться исключительно электронными инструментами, включая появившиеся как раз синтезаторы, а также магнитофонами. На выступления "Тейнджерим Дрим" вся сцена была уставлена экзотической электроникой, а музыканты время от времени пользовались то магнитофонами, то синтезаторами, то осцилляторами, что выглядело как священнодейство в электронной кухне. Именно из экспериментов "Тэйнджерин Дрим" появился потом электронный рок таких музыкантов-солистов, как Жан Мишель Жарр /Jean Michel Jarre/, Вангелис /Vangelis/, Томита /Tomita/, Китаро /Kitaro/, или их японский двойник "Yellow Magic Orchestra" /"Оркестр Жёлтой Магии"/, на которых "Тэйнджерин Дрим" оказали очень большое влияние.

При этом "Тэйнджерин Дрим" сами были вдохновлены к такому творчеству музыкой Западного побережья, группой "Пинк Флойд". Пожалуй, "Пинк Флойд" первыми начали широко вводить электронику в повседневную жизнь музыкантов. А "Тэйнд-жерин Дрим" были первыми, кто сделал электронику основными инструментами.

"Крафтверк", собственно, сделали то же самое. Вначале они очень много времени уделяли конкретной музыке, то есть сочетанию уличных, производственных и бытовых шумов, организованных ритмически и мелодически.

Особенно хорошо это видно из их первых двух альбомов, на которых есть все. Там присутствуют акустические инструменты, например, прекрасная флейта в их знаменитой композиции "Ruckzack" ГРюкзак"/ со второго альбома.

В Германии появляется целый ряд оригинальных ансамблей. Идеи их живут сейчас. Например, современна* бельгийская группа " Front 242" /"Фронт 242"/, образовавшаяся! недавно и в 1990-м году выпустившая свой первый альбом занимается примерно тем же, чем занимались "Крафтверк". В свое время прошумел их "боевик", который называется "Funk Kaddafi /"Фанк Каддаффи"/. Они слушали по радио речь Кад-даффи, которая была записана на магнитофон и стала основой ритмической базы этой композиции, на которую наложили бас в стиле фанки и синтезировали партии. Из-за такого использования сэмплеров, английский критик, который писал о "Фронт 242" в "Мелоди Мейкер", иронично заметил: "Когда "Фронт 242" слышит слово "культура", они хватаются за сэмплер", перефразируя тем самым известное изречение Геббельса.

Школа "Крафтверк", которые были учениками Шток-гаузена и продолжателями классической авангардистской линии в европейской музыке, со временем превратилась в танцевальную музыку, часто в стиле диско. У "Крафтверк" есть несколько альбомов, "Man-MachineЧеловек-машина"/ или "Trans Evrope Express" /"Трансевропейский экспресс"/, "Computer World" /"Компьютерный мир"/, которые представляют танцевальную электронную музыку, сделанную чрезвычайно хитроумно из самых разных источников.

Это, пожалуй, основные представители "капустного рока".

Что касается других стран, то и здесь постепенно началась интенсивная роковая жизнь. Если не говорить о Западной Германии, то в Европе, пожалуй, пальму первенства держит Голландия, которая традиционно является источником очень высококачественной рок-музыки и джаза.

Прежде всего здесь нужно отметить прекрасную арт-роковую группу "Focus" /"Фокус"/, которая играет традиционный арт-рок очень оригинально. Эту группу трудно спутать с английскими или американскими арт-роковыми ансамблями. Это, ' пожалуй, единственная европейская группа, которая была объявлена лучшей группой мира в 1973 году по анкетам американских музыкальных издания: "Биллборда" или "Роллинг Стоун". Это свидетельствует об очень высоком уровне их музыки, поскольку конкуренция на американском граммофонном рынке колоссальна.

"Фокус"- это квартет. В его состав во времена наибольшего успеха 1972-1973 годов входили: лидер группы- Ян Аккерман /Jan Akkerman/, прекрасный гитарист, активно работающий в настоящее время и выпускающий отличные пластинки, например, альбом 1984 года "From the Basement" ГИз подвала"/. Второй лидер группы - Тиис Ван Леер /Tiis Van Leer/, в "Фокусе" играл на самых разнообразных клавишных инструментах: от клавессина до синтезатора, играл на флейте и пел в совершечно необычной для рока манере, используя стиль "йодллинг* - тирольский горловой вокал.

Когда он сочетается с роком, причем роком очень изысканным и грамотным, то это производит интересный эффект. Не случайно их ."боевик" "Hocus-Pocus" состоит только из "скэта" Тииса Ван Леера - импровизации без слов таким тирольским вокалом. Помимо этих двух музыкантов в группу входили различные ритм-секции. Пожалуй, самым интересным басистом, который играл с группой, был голландец Берт Рюйтер /Bert Ruiter/. Его соло на басе из их лучшего альбома "Фокус ИГ, является классикой жанра. Из барабанщиков здесь играл и Пьер Ван дер Линдер / Pierre Van der Linder/, очень известный голландский барабанщик, выступавший и с английскими, и с американскими "звездами". Одно время играл с "Фокусом" английский барабанщик, бывший ударник из группы "Зут Мани" /"Zoot Money"/, а впоследствии из "Энималз", Коллин Аллен /Collin Allen/.

"Фокус", пользуясь обычными для арт-рока приемами, то есть крупноформатными произведениями с явно классической аранжировкой и академическим музыкальным многочастным рациональным мышлением при этом умудрялись быть оригинальными, поскольку очень часто пользовались полифоническими приемами Нидерландской полифонической школы. Полифония, собственно, и появилась впервые в Нидерландах, в работах нидерландских полифонистов XVI-го века. Это такие музыканты, как Свилинк / Sveeiink/ или Фробергер /Froeberger/. "Фокус" этот полифонический нидерландский стиль возродили в арт-роке. Их знаменитый "Anonymous" /"Аноним"/ - артроковая обработка музыки неизвестного нидерландского композитора XVI -го века, это многочастная вещь с интереснейшими инструментальными соло. Не случайно "Фокус" так высоко оценили. К сожалению, они потом распались и выступали поодиночке.

О другой голландской группе "Ekseption", мы ужв говорили. Как можно заметить, голландская музыка тяготела больше к арт-року и классической музыке. Другое направление здесь было заложено группой "Golden Earring" ./"Золотая серьга"/. Группой, прошедшей через множество увлечений. Они начинали как панк-роковая группа. Имелся в виду американский панк, а не современный панк-рок. Это та музыка, которая была распространена в Штатах в 1965-67 годах. Потом они увлеклись психоделической музыкой Калифорнии. А потом стали одной из ведущих хард-роковых групп.

Поговорим с первоначальном панк-роке, музыке довольно сильно отличающейся от панк-рока 70-х годов, но отдавшей ему свое название и свое мироощущение

"Панк" /"Punk"/ - в буквальном переводе с английского означает "шпана", "хулиган" и так далее вплоть до "гомосексуалиста". Но чаще всего "панк" понимается как "шпана". Эта музыка появилась в Соединенных Штатах как результат "британского вторжения", как попытка на местной почве создать приблизительно то же самое, что было в Англии в Ливерпуле, в Лондоне в 1965-1966 годах. С точки зрения стилевого единства, здесь существует очень большая пестрота. Среди представителей американского панк-рока встречаются и такие, непохожие ансамбли, как, скажем, группы из Калифорнии, очень близкие к психологическому эйсид-року, такие как, например, "Seeds" /"Семена"/, или детройтские ансамбли типа "Stooges" или "МС 5", которые гораздо более близки к хард-року. Или, скажем, почти рок-н-ролловые группы, типа " Kingsmen" /"Королевская рать"/ или " Swinging Medallions" /"Свингующие медальоны"/ Нельзя сказать, что американский панк-рок - это нечто единое о стилевом отношении.

Когда-то Майкл Олдфилд, музыкальный критик "Мелоди Мейкер" и известный музыкант написал, характеризуя эту музыку: "Это двух с половиной, трёхминутные композиции, исполняемые молодыми людьми с фязью под ногтями. Основным инструментальным средством является электроорган "Lawrie" или "Farfisa" / ближайщий аналог - электоорган "Юность"/. По строена музыка на псевдопсиходелическом звучании: странные звуки, издаваемые без всякой мысли. И непрофессионализм ставится во главу угла."

Электроорганы "Lawrie" или "Farfisa" были чрезвычайно дешевы и создавали иллюзию игры на чем-то более значительном, например, на электрооргане "Хаммонд". Поэтому они были чрезвычайно популярны среди подобных музыкантов. То же самое можно сказать и о популярных утке в то время усили телях фирмы "Маршалл" и "Стэндел" /"StandellV. Некоторые группы так и назывались - "Marshalles" или "Sfandells", по той аппаратуре, на которой они играли.

С точки зрения музыкальной эстетики, все музыканты панк-рока под влиянием английских коллег решили, что любой человек является потенциальным музыкантом и вполне може i самовыразиться и даже записаться на пластинку. Причем не которые композиции американских панков, такие ке* "Kingsmen* группы "Кингсмен", в свое время стали "боевиками" к Исполнялись очень многими музыкантами. Еще одной характерной чертой панк-рока была полная невнятность текстов, воспитанная эйсид-роком, но подаваемая чисто по-детски и часто в духе буббл-гума. Скорее даже это были не тексты песен, а что-то вроде детских считалочек, как например, у группы "Sam the Sham & The Pharoans" ГСэм обманщик и Фараоны"/ - знаменитая их композиция того времени "Wooly Booty", или скажем, композиция группы "Tony James & The Shondells* - "Hanky Panky" и так далее. Все это было повторением совершенно бессмысленных слов под довольно примитивный аккомпанемент.

При всем этом "гиганты мысли" панк-рока, типа группы "МС 5", подводили под эту часто очень простую музыку довольно обширную теоретическую базу. Тут были все фри-джазовые рассуждения о некой спонтанной свободе творчества, о том, что образование эту спонтанную свободу уничтожает. Более того, на первой пластинке "МС 5" "Kick out the jams* /"Крушите преграды"/, в оформлении пластинки матерные слове встречаются через одно и тем самым они, якобы "посрамил дьявола". Там есть композиция известного фри-джазового музыканта, лидера "Большого фри-джазового оркестра", который выступает под псевдонимом Сан-Pa /Sun Ra/. "Сан" - "солнце" по-английски, а "ра" - "солнце" по-древнеегипетски. Это Herp, авангардист, у него действительно фри-джазовый биг-бэнд с очень интересными музыкантами. Например, у него играл тенор-саксофонист Джон Гилмор /John GHmore/. "МС 5* берут его композицию и исполняют на этом альбоме. Естественно никакого отношения ни к Сан-Pa, ни к фри-джазу это не имеет, у них нет фри-джазового духа. Зато основной ценностью про возглашается то, что называется "Power" или "High Energy", то есть "напор", "мощь* или "высокая энергия". Считается, что чем громче исполняется композиция, тем выше качество музыки При этом "МС 5* еще были музыкальным рупором "белых пантер" - сверхэкстремистской детройтской организации, построенной по образцу "черных пантер" и руководимой Джоном Синклером /John Sinclair/, впоследствии получившем много лет тюремного заключения за все свои грехи: открытый террор взрывы бомб и так далее. Жили они все коммуной. Обо всем этом с восторгом рассказывается на обложке первого альбома в очень крепких выражениях. При этом их музыкальные средстве выразительности были очень близки к хард-року, но более сумбурному, неорганизованному и спонтанному. Ближайшей параллелью в современной музыке является "трэш-метал", который также делает упор на шумовую сторону музыки. По поводу шума было очень интересное исследование в "Мелоди Мейкер", автор которого рассматривал шум под своеобразным углом. Он считал, что музыка традиционно считается неким фактором гармонизации, что слушание музыки вносит гармонию в хаотическую Вселенную. Более того, она как бы говорит человеку, что Вселенная не хаотична, в ней есть некая скрытая гармония, раскрыть которую нужно каждому человеку. И с той же точки зрения шум, то есть неорганизованные звуки, являются как бы антитезой этой теории и показывает, что мир хаотичен, бес-смьюленен и случаен, что в нем все приходяще, не имеет никакого смысла.

Если рассматривать такую теорию шума, то понятно, почему ее взяли на вооружение панк-рокеры. Они полностью старались отказаться от общепринятых теорий, как в области эстетики, так и в реальной жизни. Клуб СВВ в Нью-Йорке - это, собственно, столица панков, откуда вышли Патти Смит /Pattie Smith/, Рамоунс /Ramones/, Буззкокс /Buzzcocks/ и другие. Представители раннего американского панка, по сравнению с их более поздними последователями - это, как отмечал Олдфилд, "доктора философии*. Потому, что их наследники 70-х годов были уже абсолютно деструктивны. Был провозглашен лозунг, что никаких ценностей в мире нет, что панки против всего, в том числе против любых описаний их идеологии и музыки. Все это было доведено до своего логического конца, после которого переросло в свою противоположность - в некую организованную музыку.

Однако, американские ранние панки склонны были все же подводить под свою деятельность какие-то теории. Теории об освобождении изначально свободного человеческого духа, теории раскрепощения, теории нового искусства. При этом на них, безусловно, оказали влияние не только англичане, но и американцы, и, прежде всего, из психоделических групп, типа "Дорз" с Западного побережья и "Велвет Андеграунд" с Восточного. Поскольку именно там использовались монотонные приемы исполнения, использовались риффовые комбинации и однообразная ритмика. Все это было включено в арсенал панк-рока.

Поскольку панк-рок не был единым течением, здесь были и исключения. К таким исключениям нужно отнести группу 'Electric Prunes" /"Электрический чернослив"/. Она испытала на себе безусловное воздействие классической музыки и даже создавала своеобразные арт-роковые произведения, правда, пользуясь при этом минимальным арсеналом средств выразительности. К ним относится примитивный электроорганчик, на котором исполняли все те же два-три аккорда. При этом звучали крупномасштабные произведения, в которых не риффиграет главную роль, а именно мелодия. Примером этого может служить их знаменитая "Massirr F-Minor" /"Mecca"/, которая была одним из первых крупных произведений в рок-музыке. Кроме того назовём гакой их "боевик", который проник в списки популярности и там довольно долго держался - "I Had Too Much to Dream Last Night" /"Прошлой ночью я слишком много грезил"/. Эта композиция показывает очень интересное мелодическое мышление.

Американский панк был очень неоднородный и неоднозначный. Здесь было все: от эйсид-рока до арт-рока и хард-рока. Главное то, что все это достигалось без предварительного значительного самообразования. Тем не менее, такое требование непрофессионализма и максимальной простоты опять-таки было реакцией на усложнение музыки, с которой мы уже сталкивались в случае с музыкой "буббл-гум". "тини-рока", "нового ливерпуля". Это была всеобщая реакция, которая показывала, что массовая аудитория от рока немного устала. Рок перестал быть "музыкой для ног" и стал "музыкой для головы.

Вершины арт-рока || Оглавление || Фанки, этнический рок и рок-опера

1










© 2005—2018 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">