Потугин в романе Тургенева не случайно противопоставляет Мейербера доморощенным русским гениям. Именно Мсйсрбер являлся для некоторых русских писателей в 60-х годах образцом драматического композитора. Опера мыслилась ими в виде пышного эффектно-романтического спектакля на исторический или сказочно-легендарный сюжет. Показательна в этом отношении деятельность Островского как оперного либреттиста. Он считал, что в опере необходимы прежде всего внешняя эффектность и живописность. Поэтому, когда Серов задумал сочинить оперу по его драме «Не так живи, как хочется», Островский пытался отговорить его от этого намерения. «Поищемте другого сюжета,— уговаривал он композитора. — В моих сочинениях мы едва

1 Стасов В. Диадцать писем Тургенева и мое знакомство с ним. -Ст-рный вестник». 1888. кн. 10. с. 164. ■ Там же. с. 167.

ли найдем: они все бытовые н не эффектны для глаза»1. Чайковскому он предлагал сюжет об Александре Македонском, который казался ему непригодным для драматического произведения. И здесь был явный расчет на блестящий, импозантный спектакль, изобилующий всевозможными постановочными эффектами.

Музыкальные вкусы Щедрина, по-видимому, во многом совпадали со вкусами Тургенева и Островского. В этом отношении он остался типичным представителем своего поколения. Впечатление от блестящего пения старых итальянцев, которое заставило русскую публику 40-х годов забыть о Глинке, не изгладилось у Щедрина и много позднее. «Вильгельм Тслль», «Норма», «Гугеноты», «Пророк», «Жидовка» —вот те оперы, которые упоминаются им самим по разным поводам. Лет сомнения, что и свое время Щедрин, как и вся прогрессивно настроенная молодежь 40-х годов, улавливал в этих произведениях отзвуки передовых освободительных движений. Поэтому они действовали на него так волнующе. Но когда русские композиторы в 60-х и 70-х годах дали образцы более высокого по уровню, более глубокого и последовательного решения тех же задач народного демократического искусства, он этого не понял.

Как признает и Д. Заславский, новой русской музыке Щедрин не сочувствовал: «К произведениям «Могучей кучки» Щедрин относился критически. Они были ему непонятны, казались скучными*. Понятно, что, подходя к «Псковитянке» и «Борису Годунову» с меркой россмнневского «Вильгельма Телля», он не находил в них того, чего искал. Результатом непонимания путей современной русской музыки явился и его сатирический выпад против 'Л • кучки».

Кажется парадоксальным, что лучшие представители русской литературы, на чьих произведениях воспитывались деятели всех других отраслей искусства, не оцепили плодов того, что ими же было посеяно. В самом деле, драматургия Островского оказала большое влияние на развитие русской реалистической опери, а сам. он оставался верен оперной рутине и продолжал се навязывать композиторам. Сатирические музыкальные сценки Мусоргского, бесспорно, близки


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">