Суждения Кюи в разных вариантах повторялись другими критиками. Недалек от них и Щедрин. Он лишь сатирически заостряет те черты, которые усматривались большинством критиков в опере Мусоргского, и придает им карикатурную форму. Некоторые детали щедринской сатиры могли быть

1 «С.-Петербургские ведомости», 1874, Л* 37.

непосредственно внушены критическими замечаниями о «Борисе Годунове», высказывавшимися в печати. Так, говоря о «грубой декорации» и «мелкой звукоподражательности» Мусоргского, Кюи указывал на клевание «вранов голодных» в хоре бояр и на изображение «щелочки»1 в пар-тин Шуйского. В «Симфонии чиновника», написанной щедринским Василием Ивановичем, «клевание вранов» превращается в «шлепанье галош», воспроизводимое посредством одновременно берущихся секунд.

Таким образом, Щедрин присоединил свой голос к хору тех критиков, которые не поняли идейно-художественного значения гениальной оперы Мусоргского и отнеслись к ней враждебно. Он не увидел никакой разницы между поверхностным, мелочным натурализмом «Женитьбы» и подлинным, высокосодержательным реализмом «Бориса Годунова».

Чтобы объяснить эту, казалось бы, неожиданную позицию Щедрина, надо обратиться к некоторым другим фактам из истории эстетических споров прошлого века. Аналогичное непонимание передовых явлений русского музыкального (а отчасти и изобразительного) искусства мы встречаем у ряда русских писателей, принадлежавших к поколению 40-х годов. Большинство из них было воспитано на итальянской и французской опере того времени, с ее сильными романтическими страстями, ярким эмоциональным пафосом выражения и обилием красочных театральных эффектов. Эти черты находили отзвук в настроениях передовой русской интеллигенции, которая жаждала искусства захватывающих героических образов. Русская музыка этого не давала— единственным исключением был «Иван Сусанин». Поэтому с жадностью воспринимали итальянскую оперу горячо переживали и волновались, слушая героические оперы Россини. Мейербера и молодого Верди. Но многое в этих произведениях не отвечало путям русской национальной музыки. И молодым русским композиторам, боровшимся за идеи народности и реализма, приходилось резко выступать против обветшавших традиций этого, некогда столь импонировавшего своим пламенным энтузиазмом, искусства. Некоторые, даже передовые по своему образу мысли люди склонны были расценивать эту глубоко прогрессивную борь-

1 Речь идет о сопровождении слов Шуйского; «Я в щелочку... случайно заглянул»—отрывистыми аккордами деревянных духовых в высоком регистре.

бу русских музыкантов как самонадеянную дерзость и нигилизм.

Скептическое отношение к перспективам развития русской музыки особенно резко проявлялось у Тургенева. В романе «Дым» устами Потугина он высказывает чрезвычайно критический взгляд на русскую музыку. Значение Глинки, по мнению этого тургеневского персонажа, непомерно раздуто и преувеличено. К молодому поколению русских композиторов Тургенев— Потугин относится совсем безнадежно: «Не только у Мсйербера, — говорит он, — а у последнего немецкого флейтщика, скромно высвистывающего свою партию в последнем немецком оркестре, в двадцать раз более идей, чем у всех наших самородков». Слова тургеневского Потугина если не полностью, то в значительной степени несомненно выражали мнение самого писателя. Так. в 1871 году Тургенев писал Стасову: «Об искусстве я судить не берусь, его час -мне сдается —еще не наступил на Руси: жизнь закопошилась, но крови в этой жизни еще нет». Из новых русских композиторов Тургенев признавал известное дарование только у Чайковского и Римского-Корсакова. а об остальных говорил, что их всех следует «в куль да в воду», и утешался только тем, что «египетский король Рампсинит XXIX так не забыт теперь, как они будут забыты через 15—20 лет»1. Не лучше относился Тургенев и к русским художникам: Репина, наряду с Даргомыжским, он относил к «полубездарностям с прянеиькой начинкою»2.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">