Но где же в творчестве «Могучей кучки» нашел отражение этот «крохоборческий либерализм», какие ее произведения позволяют говорить о «снижении задач музыки», об «изображении мелочей быта» и т. п.? Д. Заславский, отвечая на это, приводит лишь один пример — «Женитьбу» Мусоргского. Перечисляя некоторые ее моменты, он пишет; «Но ведь это и выходила щедринская «симфония чиновника»! Сатира недалеко ушла от оригинала»*.

Действительно ли «Женитьба» могла явиться поводом для печатного выступления Щедрина? Попробуем сопоставить факты. Первая и единственная картина неоконченной композитором оперы «Женитьба», написанная в 1808 году, публично не исполнялась и не пропагандировалась в печати. Очерк Щедрина появился в 1874 году*. Что могло заставить писателя, спустя шесть лет. вспомнить об эпизоде из внутренней жизни кружка, не получившем никакого общественного резонанса? Вряд ли можно предположить у Щедрина подобное отсутствие живого ощущения остроты и актуальности темы. Гораздо более близким по времени и более

1 «Красная новь», 1940. № 11/12, с. 263

2 Там же. с. 269. 1 Там же. с. 277.

* Серия очерков Щедрина «Между делом», в которую входит и названный очерк, была напечатана в ноябрьской книжке «Отечественных записок» за 1674 г.

животрепещущим событием была премьера «Бориса Годунова», состоявшаяся в январе 1874 года.

Связь между появлением на сцене оперы Мусоргского и очерком Щедрина, напечатанном через десять месяцев в журнале «Отечественные записки», вполне очевидна. Д. Заславский, отрицая наличие этой связи, старается доказать сочувственное отношение Щедрина к «Борису Годунову» указанием на... статью Н. К. Михайловского в тех же «Отечественных записках». Но ссылка на Михайловского в подтверждение взглядов Щедрина является по меньшей мере неубедительной.

Сопоставляя же очерк Щедрина с многочисленными критическими отзывами на постановку «Бориса Годунова», легко обнаружить целый ряд аналогий. Обвинения в мелочной изобразительности, в снижении сюжета, придании ему чересчур обыденного и прозаического характера не раз выставлялись против автора «Бориса Годунова».

Особенно показательной в этом смысле была статья Цезаря Кюи !, не увидевшего в «Борисе Годунове» целостной, объединяющей идеи. «Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту,— пишет он по поводу либретто оперы, — но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных».

Тот же самый недостаток, по его мнению, присущ и музыке Мусоргского: «Оркест стремится главным образом к грубому декоративному звукоподражанию, к рисовке мелочей, до которых так падок г. Мусоргский». «Во втором действии весьма много недурных мелочей... В своем целом это действие, несмотря на недурные мелочи, производит неудовлетворительное впечатление; именно потому, что это все мелочи, потому, что одно впечатление сейчас же заменяется другим, а они взаимно изглаживаются. Кроме того, разрозненность и рубленый речитатив тоже делает свое дело». В итоге Кюи прямо обвиняет Мусоргского в натурализме или, как он выражается, в «низведении художественного реализма до антихудожественной действительности».


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">