1 Письмо Стасова Скрябину от 28 февр. 1906 г. —В кн.: А. II. Скрябин К 25 лстню со дня счерти. М.—Л., 1940. с. 231.

Боевой дух, которым проникнута вся писательская деятельность Стасова, его страстность и убежденность в отстаивании передовых демократических идеалов в соединении с огромной эрудицией и подлинной энцнклонеднчностью ставят его в ряд крупнейших деятелей русской художественной культуры прошлого столетия. Многое же в стасовском на-следии сохранило живое актуальное значение и для нашего времени.

В. В. СТАСОВ П РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ

Известно, что Щедрин коснулся в своей литературной деятельности некоторых явлений современной ему русской музыки. В одном из его сатирических очерков выведен под именем Василия Ивановича самоуверенный представитель «плеяды молодых русских композиторов*, увлеченный идеей создания ультрареалистической изобразительной музыки. Темы, избираемые ИМ для своих произведений, таковы: «Торжество начальника отделения департамента полиции исполнительной по поводу получения чина статского советника», «Извозчик, отыскивающий в темную ночь потерянный кнут». В музыке этих произведений с натуралистической точностью воспроизводятся такие подробности, как шлепанье галош, харканье и т. п. Молодой музыкальный новатор Василий Иванович имеет своего «подстрекателя и укрывателя»— вечно восторженного, кипятящегося критика Неуважай-Корыто.

Утвердилось мнение, что иод именем композитора Василия Ивановича Щедрин изобразил Мусоргского, а под именем Неуважай-Корыто — В. Стасова.

Какие причины заставили гениального русского сатирика выступить против одного из талантливейших представителей «новой русской музыкальной школы», каков был непосредственный конкретный объект его сатиры? Этот вопрос до сих пор оставался невыясненным в истории русской художественной культуры. Его выяснению посвящена статья Д. Заславского. Но при этом автор высказывает ряд произвольно поводу статьи Д. Заславского «Щедрин. Мусоргский. Стасов» («Красная новь». 1940, М 11/12).

ных и недостаточно обоснованных точек зрения, не всегда считаясь с объективными фактами. Как утверждает Д. Заславский, в сатире Щедрина «осмеяна лишь изобразительность, направленная на мелочи жизни, на чиновничий быт. В этом все дело, и молодая плеяда русских композиторов, известная иод именем «Могучей кучки», попадает, по Щедрину, в общий поток крохоборческого либерализма, затопивший в 70-х годах общественную и культурную жизнь»1.

Мнимый художественный радикализм «Могучей кучки», по мнению Д. Заславского, это и есть та «либеральная пошлость», против которой направлял острие своей критической мысли писатель революционер-демократ: «Щедрин обвинял молодую плеяду русских композиторов, а всего больше их идеолога, литературного представителя Стасова в том, что они снижают задачи музыки, сводят музыку к изображению мелочей быта, что они разменивают искусство и приспособляют его к измельчавшим запросам либерального общества. В этом смысл сатирического очерка Щедрина»*.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">