Отношение Стасова к искусству было живым, творчески действенным. Сам он не был ни живописцем, ни скульптором, ни музыкантом, хотя в юности занимался композицией и серьезно думал о музыкальном творчестве как о своем будущем призвании, родные же надеялись, что он станет архитектором. Быть может, именно чрезмерная широта художественных интересов и влечений Стасова была одной из причин того, что он не мог сосредоточиться на одной области н выработать в себе, пользуясь собственным его выражением, необходимое для всякой творчески продуктивной деятельности «умение производства». Уже в зрелые годы Стасов сетовал на то, что «неполно рожден» и что у него «недостает слишком многого для того, чтобы сделать что бы то ни было хорошее». Цель своей жизни Стасов определяет так: «Быть полезным другим, если не родился сам художником». Он щедро расточал плоды своих огромных знаний и неистощимо богатой, деятельной фантазии, подсказывал близким ему художникам сюжеты и замыслы произведений, выискивая и доставляя им нужные материалы, давая подробные сонеты и указания на то, как должна быть конкретно разрешена та или другая творческая задача. Видя свои идеи и намерения воплощенными в творчестве других лиц. Стасов чувствовал себя до известной степени вознагражденным за собственные неосуществившиеся мечты. Стасов является не только инициатором, но и ближайшим участником возникновения многих великих н замечательных созданий русского искусства. Работая над подготовкой материалов для своей автобиографии, он писал в 1893 году II. Ф. Финдсйзсну: «Вся моя жизнь была не соло, а ряд дуэтов, терцетов, кнартетов, квинтетов и иных ансамблей». В другом письме к тому же адресату Стасов замечает, говоря о своих взаимоотношениях с русскими композиторами: «Впрочем, Я всегда, кажется,

1 Толстой Л. Н.. Стасов В. В. Переписка. Л.. 1929. с. 195.

выдумывал им по вкусу и по характеру каждого, что кому надо было: для Балакирева —«Лира», для Кюи —сЛнджело», для Мусоряннна — моего милого — «Хованщину» и многое в «Борисе» (почти весь последний акт и много в предыдущем), для Бородина — «Игоря», для Чайковского - «Бурю», для Мусоргского же —«Райка», «Поездку на палочке в Юкки» и т. п. и т. д. Да мало ли что мне еще приходилось выдумывать для нашей компании музыкальной и художественной». Этот перечень произведений, созданных по идее и с участием Стасова, можно было бы легко увеличить.

Стасов оставался до конца жизни верным знаменосцем высоких демократических идеалов русской музыкальной классики. Последние годы его деятельности приходится на сложную, критическую нору в развитии русского искусства. Рубеж XIX и XX века был ознаменован рождением новых художественных течений, которые раздвигали рамки традиционных эстетических понятий, расширяли горизонты искусства, но вместе с тем таили в себе опасность известного ослабления гражданского пафоса, отхода от животрепещущих вопросов современности. Восьмидесятилетнему старцу Стасову не всегда удавалось понять то ценное и жизнеспособное, что несли с собой эти течения. Он видел в них только измену коренным основам русского реалистического искусства н гневно обрушивался против всего, что казалось ему несовместимым с требованиями жизненной правды, народности и демократизма. Но если Стасов не сумел полностью оценить новую русскую живопись начала XX века, некоторые явлении в музыке этого же времени, то его последовательные выступления в защиту великого классического наследия русской литературы и искусства, попиравшегося декадентами разных мастей, объявлявшегося ими иногда устарелым и обветшавшим, имели очень важное идейное значение. Стасов был уверен в том, что здоровые реалистические начала русского искусства восторжествуют и победят в конечном счете. Это не делало его абсолютно слепым и глухим ко всему новому. Не приемля одних явлений, он горячо сочувственно отнесся к некоторым другим. Достаточно напомнить о том. как восторженно Стасов приветствовал Третью симфонию Скрябина всего за несколько месяцев до своей смерти1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">