Стасовские биографические работы — это не только научные критические биографин в строгом смысле слова, но и сочинения полумемуарного типа, в которых последовательное объективное изложение фактов и анализ документальных данных сочетаются с живыми, непосредственными наблюдениями современника и очевидца. Живость, яркость, образность описания событий и личных характеристик делают работы Стасова во многом незаменимыми н сейчас.

Элемент личного воспоминания и впечатления в работах Стасова приобретает особенное значение, когда это касается искусства музыкального исполнения. Стасов обладал редким даром не только чутко слушать и воспринимать пенис певца или игру пианиста, но и находить такие словесные выражения и аналогии, которые лают возможность воссоздать самый* образ живого и трепетного исполнения. С большой силон звучат, например, стасовские характеристики А. Рубинштейна, как исполнителя, в небольших, кратких очерках «Рука Рубинштейна» и «Концерт памяти Рубинштейна» лучшем, что вообще написано но данному вопросу. Эти беглые, почти импровизационные по стилю страницы убеждают и воздействуют не точностью н меткостью определений, а скорее своим общим эмоциональным тоном, хранящим отпечаток непосредственной взволнованности чуткого н восприимчивого слушателя. Читая у Стасова, как Рубинштейн исполнял бетховенскую «Sonata quasi una fantasia* или -Карнавал» Шумана, мы невольно ставим себя на место этого слушателя, захваченного одновременно и могучей «львиной хваткой», и огненным, стремительным порывом.

и чарующей мягкостью, глубиной и проникновенностью чувства, свойственными гениально вдохновенной Рубинштейнов* ской игре.

• Если трудно бывает отделить Стасова-биографа-документатора от Стасова-мемуариста, то просто невозможно во многих случаях провести грань между Стасовым-историком, летописцем своей современности, и Стасовым-полемистом. Это попятно, так как то, о чем писал Стасов, было обычно лережито им лично, и сам он являлся деятельным участником излагаемых событий. Когда он пишет о жизненном н творческом пути Мусоргского, это служит ему для пропаганды идей «Могучей кучки» в целом и защиты принципов реализма н народности музыки, биография Крамского — это для Стасова также и история «передвижничества», направления, в значительной мере им выпестованного и стойко, неуклонно защищавшегося на протяжении нескольких десятилетий. Биография Гс пишется в критический период развития русской художественной культуры, когда выступают на сцену реакционные, упадочные направления, ведущие открытую борьбу с демократическим наследием 60-х годов. Стасов пользуется случаем для напоминания о великой благотворной роли этого периода в развитии всей русской жизни, и искусства в частности. Отвергая утверждение о гибельном влиянии на Ге шестидесятнического «утилитаризма», Стасов решительно и энергично протестует против реакционной клеветы на Чернышевского и берет под защиту •основные положения его эстетической теории.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">