К прошлому Стасов подходил с мерками и критериями своей эпохи, оценивая искусство прежних веков с тех же идейных и эстетических позиций, с которых он судил о явлениях современной ему художественной действительности. Это приводило его иногда к некоторой односторонности суждений. Все, что не отвечало непосредственным требованиям его современности. Стасов, не задумываясь, безоговорочно отвергал, считал ненужным н бесполезным. Но зато в живом, растущем и развивающемся, пусть даже не вполне установившемся, он умел почувствовать задатки долговечности.

Поэтому Стасов так тщательно старался собирать и фиксировать всякие материалы, фактические и документальные данные о выдающихся современниках, закладывая тем самым фундамент будущей истории искусства своего времени. Его никогда не останавливали опасения в преждевременности предпринятого им дела, боязнь промахов, неполноты или поспешности отдельных заключений. Стасов смело выступал пионером, не ожидая, пока установится общепринятый взгляд на того или другого деятеля. Прямой, решительный, категоричный в своих утверждениях, стремящийся к немедленному претворению своих замыслов и намерений в действие, он не боялся идти против течения, наперекор господствующему мнению. И надо признать, что как бы ни были спорны, а порой и ошибочны отдельные его высказывания, в самом выборе объекта своих суждений он проявлял большей частью изумительную проницательность и верность чутья. Теперь, когда вес связанное с эпохой и личностью Стасова стало уже достоянием истории, легко видеть, в каком огромном большинстве случаев Стасов был прав, стремясь сохранить память о каком-либо из выдающихся русских художников — живописцев, скульпторов, композиторов, и как неоценимо много было нм сделано для того, чтобы облегчить нам конкретное документальное знакомство с той богатой великими людьми и великими делами исторической полосой развития родного русского искусства, одним из видных и деятельных представителей которой являлся он сам.

Напомню только некоторые из случаев, когда Стасов выступал первым, пролагая путь будущим биографам и исследователям творчества художника. 15 февраля 1857 года умер Глинка. В октябре этого же года в «Русском вестнике» начинается печатание обширной его биографии, написанной Стасовым на основе подлинных документальных материалов и отличавшейся предельной для того времени полнотой. В 1875 году Стасовым публикуются в «Русской старике» собранные и комментированные нм письма н автобиографическая записка Даргомыжского. В том же году в той же «Русской старине» была опубликована группа писем Серова к Стасову. После смерти Мусоргского в 1881 году по свежим следам пишется его биография, напечатанная тогда же в «Вестнике Европы». Под таким же свежим, нсостывшим впечатлением преждевременной смерти композитора в 1887 году была написана биография Бородина. В этом же голу русское искусство понесло еще одну большую потерю -умер Крамской, и Стасов подготавливает к печати большой документально-биографический труд—«И. Н. Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». В 1895 году появляется обстоятельная и. как всегда, тщательно документированная биография Н. Н. Ге. В 1905 году выходит в свет подготовленный Стасовым объемистый труд «М. М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи». Я не упоминаю здесь о множестве более мелких и частных публикаций Стасова, о его неутомимых розысках всевозможных документальных материалов, связанных с жизнью русского искусства и отдельных его выдающихся представите лей. Эти усилия Стасова положили начало созданию драгоценнейшего рукописного фонда художественного отделения Петербургской публичной библиотеки.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">