Работая над учебником. Ю. В. Келдыш одновременно читал лекции по истории русской музыки на специальных музыковедческих курсах. Постепенно вырабатывался в те годы метод и стиль его педагогической работы, характеризующийся прежде всего ясностью, серьезностью, простотой. В педагогической практике он, по его собственным словам, стремился следовать драгоценному завету своего учителя Н. С. Жн-ляева: «Не всякое мудрсние есть мудрость». Сложную исторнческую проблематику он умел преподнести точно и ясно, добиваясь предельной четкости формулировок. Как сам он утверждает, простота эта давалась ему нелегко. Она возникла в результате строгой систематизации и отбора явлений (главное — поясняющее — второстепенное), в итоге глубокого исследования материала с обязательным привлечением новых научных данных. Так вырабатывался присущий ему творческий метод лектора-ученого, лектора-исследователя, никогда не отделявшего педагогических задач от современной научной проблематики.

В основе читаемых Ю. Келдышем курсов всегда лежит строго продуманный план, отработанный в малейших деталях. Он не стремится к внешним эффектам ораторской импровизации. В присущей ему академически-сдержанной лекторской манере, в размеренной и спокойной речевой интонации все приковывает внимание к развитию главной мысли. Записывать его лекции, по отзывам студентов, было всегда легко и еще легче — усваивать их, настолько стройно, последовательно и ясно развертывалась выбранная тема. Привлекало и обилие нового материала, новых и увлекательных фактических данных, а также - редкий дар лектора — способность оживить историческую картину, заставить слушателей воочию увидеть «прошедшее в настоящем».

Объем курса истории русской музыки, читаемого Ю. В. Келдышем в 30-е годы, был значительно полнее, нежели это отражено в учебнике под редакцией М. С. Пекелнса. Молодой педагог живо интересовался русским средневековьем, культурой XVII столетня, петровской эпохой. В классах консерватории эта тематика до тех пор почти не затрагивалась. И на своих лекциях Ю. В. Келдыш стремился ввести аудиторию в общую проблематику древнерусской культуры, дать почувствовать дух и строй далекой эпохи, показать наиболее яркие, типичные музыкальные образцы.

Справедливость требует отмстить, что в те далекие годы его историческая эрудиция на первых порах даже отпугивала слушателей и вызывала в студенческой среде несколько ироническое отношение к «мрачному средневековью». Но интерес к истории постепенно возрастал, новизна материала захватывала внимание, а колоритный стиль русского музыкально-поэтического творчества XVII н XVIII веков мало-помалу усваивался как нечто самобытное, коренное.

В студенческой среде молодой профессор сразу завоевал твердую репутацию эрудита, высокий авторитет мастера.

Далеко не последнюю роль в этой играло н его личное обаяние —присущие ему качества скромности, серьезности, деловитости и какой-то особенной, доброжелательной и спокойной манеры общения с людьми. Всегда требовательный к себе, Юрий Всеволодович с неизменным вниманием, не щадя сил и времени, готов был выслушать каждого, кто обращался к нему за помощью и советом.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">