лено певучее трио с меланхолически-песенной темой в польском народном духе (пример 16):

Очерки и исследования по истории русской музыки

Как уже было сказано выше, самый ранний из полонезов Козловского (или, во всяком случае, опубликованный раньше всех других) написан на тему собственной песни композитора «Я птичкой быть желаю»'. Эта простая, трогательно-чувствительная песенка (известная также с французским вариантом текста) была очень популярна в конце XVIII века, мелодия ее неоднократно использовалась в качестве темы для вариаций (пример 2а). Создавая на ее основе

1 В известном, многократно описанном рукописном сборнике песен н полонезов Козловского (экземпляры в Отделе рукописен Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ленина н в Ленинградском институте театра, музыки н кинематографии) этот полонез помещен с указанием: •«D'un chanson russe».

лирическую клавириую миниатюру, Козловский не нарушает присущего ей задумчиво-элегического тона. Он вносит лишь, небольшие изменения в мелодический рисунок темы, придавая ей черты большей инструментальное™, и несколько, изменяет ритм, благодаря чему сентиментальная сиинлиана превращается в «грустный» полонез (пример 26):

Очерки и исследования по истории русской музыки

К основному построению полонеза, представляющему собой слегка варьированную мелодическую строфу песни, Козловский «присочиняет» самостоятельное по м'атерналу трио. Здесь обращают внимание настойчиво повторяемые ийтонации «вздоха», которые отмечаются С. Лобачевской как одна из типичных черт «грустного» полонеза предшопенов-о<ой поры:

Очерки и исследования по истории русской музыки

' К стилю нежно-* воздыхательной» лирической бытовой песни конца XVIII века близок и наивный по выражению •сентиментальный полонез g-moll. Композитор дал ему определение «жалобного полонеза» — «Polonoise plaintif»1. Мелодика его также обильно насыщена чувствительными задержаниями, интонациями «вздоха». Подчеркнутой экспрессией отличается его первая фраза со стремительным взлетом мелодии на октаву вверх и последующим мягко ниспадающим женским окончанием. В конце первого построения выразительно звучит аккорд с увеличенной секстой, мягко и плавно разрешаемый в доминанту с помощью задержания:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 Рукописный экземпляр в Ленинградском институте театра, музыки * кинематографии.

Очерки и исследования по истории русской музыки

Более мужественным, патетическим строем чувств проникнут полонез (1-то11 с его решительными взлетами мелодии, подчеркнутыми ритмическими акцентами и резкими динамическими контрастами:

Очерки и исследования по истории русской музыки

В мягком, элегическом по тону трио появляются уже знакомые нам выразительные задержания, слабые оконча-лчия фраз:

Очерки и исследования по истории русской музыки

П. В. Грачев особо выделяет этот полонез, усматривая в нем определенные черты той «трагической патетики», которая свойственна театральной музыке Козловского 1800-х годов1. Если музыка полонеза d-moll и не достигает подлинно трагической силы выражения, то композитор выходит здесь за пределы пассивных элегических настроений сентиментализма и приближается к страстной романтической взволнованности некоторых своих сочинений позднейшего периода.

Ярко выраженным национально-жанровым колоритом •отличается «Пасторальный полонез» G-dur, написанный для маскарада, состоявшегося в Петергофе 22 июля 1806 года. Нам он известен только в клавирном изложении, выпушенном издательской фирмой Герстенберг и Дитмар. Не совсем ясно, что означает имеющееся в нотах указание «Flûte des Bergers en Pologne». — предполагался ли здесь какой-нибудь особый вид флейты или обычный инструмент симфонического оркестра использовался для сопровождения маскарадной «цены, в которой изображались польские пастухи. Этот полонез обращает внимание прежде всего своим ладовым своеобразием. Почти на всем протяжении пьесы выдерживается •лидийский лад. характерный для польской народной музыки, ^ту ее особенность верно услышал Шопен и воспроизвел в своей известной мазурке ор. 56, Л? 2. Но для самого начала XIX века использование подобного приема было смелым и необычным. Во всяком случае, рассматриваемый полонез Козловского свидетельствует о хорошем знании композитором своего родного фольклора и умении вникнуть в его ладово-интонационный строй:


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">