1 В таком плане использованы мелодические обороты этого полонеза Чайковским для заключительного хора в сцене бала (III картина) из «Пиковой дамы», где все присутствующие приветствуют появление Екатерины II. Отдельные интонации того же полонеза цитируются в опере советского композитора Б. А. Арапова «Фрегат «Победа» по повести Пушкина *Арап Петра Великого». Известный анахронизм, допущенный в данном случае композитором (действие оперы происходит в начале, а не в конце XVIII века), может быть оправдан неизбежной условностью воссоздании исторического колорита в художественном произведении.

'Асафьев Б. В. Памятка о Козловском, с. 117.

который наиболее устойчиво сохраняется на всем протяжении развития полонеза в эту эпоху, является тип полонеза Михаила Клеофаса Огнньского. Благодаря Кзролю Курпннь-скому, одному из главных представителей варшавской музыкальной культуры в первой половине XIX века, ыы узнаем, что уже современники молодого Шопена рассматривали этот тип как начало процесса освобождения полонеза от его утилитарной функции. В журнале, главным редактором которого он являлся, Курпиньский. отдавая должное полонезам Огнньского. которые он называл «превосходными из-за пронизывающей их меланхолической ноты», прибавлял, что они положили начало роду «грустных» полонезов... Как это имело место н с мазуркой, эти «грустные» полонезы, пе предназначавшиеся для танца, проникали повсюду: в аристократические н буржуазные салоны, где их играли на клавесине или фортепиано, в театр, где они становились частями оперы или водевиля, на улицу, где они звучали в патриотических песнях». Отмечая конкретные стилевые особенности этого типа полонеза, исследовательница пишет: «Этот полонез носит характерные черты галантного стиля, особенно в его немецком варианте «чувствительного стиля» в применении к клавесинной музыке. Здесь господствует сентиментальный тон, минорный лад и мотивы «вздоха». Иногда этот сентиментальный тон соприкасается с патетикой, но никогда не переходит в выражение чувства, которое можно было бы назвать героическим»'.

Эта характеристика полностью может быть отнесена и ко многим из полонезов Козловского. Часто это — певучие лирические пьесы, окрашенные тонами сентиментальной элегической мечтательности или скорбного патетизма, танцевальная ритмика в них смягчена и завуалирована. Па характер музыки указывает обилие таких указаний, как dotce. espressivo, lamentabilc. Явно выраженную склонность питает Козловский к минору, и лаже в мажорных полонезах трио у него бывает нередко минорным. Таков, например, один из двух полонезов, написанных но случаю дня рождения Елизаветы Алексеевны 13 января 1811 года, в котором легким, грациозным крайним разделам (пример 1а) противопостав-

' I ibaczewsf .. SI. La culture musicale en Pologne au début <'u XIX' siècle cl se» relations avec la musique de Chopin.—«The book oï in*1 first International musicological congress devoted to the works ol Frederick Chopin». Wamawa, 1963, p. 69.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">