Козловский писал свои полонезы первоначально для оркестра (исключения носят единичный характер), а затем сам же перекладывал их для клавесина или фортепиано. В этом виде они и получили широкое распространение, войдя в репертуар салонного любительского музицирования на рубеже XVIII и XIX веков2. Но уже в 20-х годах их стали забывать, и самое имя Козловского мало говорило последующим поколениям. О нем помнили только как об авторе патриотического полонеза с хором на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся», созданном по случаю одной из самых крупных военных побед в России в конце XVIII века. Это произведение служило долгое время классическим образцом торжественной церемониальной музыки и оставалось широко

1 Впрочем, возможно, что в данном случае у Козловского был сознательный замысел, и он хотел такнм образом выразить пожелание мирного и благополучного царствования вступающему на трон монарху.

2 Как правило, полонезы Козловского издавались одновременно в виде оркестровых голосов it в клавнрном переложении. В Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии имеется комплект голосов упомянутой выше коронационной сюиты. Кроме обычного оркестрового состава Козловским было предусмотрено участие рогового оркестра.

популярным в России до середины прошлого столетия, а затем использовалось для музыкальной характеристики эпохи1.

г Перенеся на русскую почву форму блестящего аристократического польского танца, Козловский придал ей иную направленность. По меткому выражению Б. В. Асафьева, «ритм рыцарственного танца павшего государства воцаряется среди пышных празднеств при дворе государства победившего»2. Но в творчестве самого Козловского этот тип парадного придворного танца, сопровождаемого пением хора н солистов, не получил большого развития. Кроме названного уже полонеза «Гром победы раздавайся», можно указать всего лишь несколько сочинений подобного же рода. К ним относятся два аналогичных полонеза, исполненных на том же грандиозном празднестве во дворце Потемкина в 1791 году, полонезы с хором «Звук оружие» бессмертных» (для маскарада во дворце графа Безбородко, 1792), «Росскнми летит странами» (на коронацию Александра I, 1801), «На победы Кутузова» (1813). В музыкальном отношении все они довольно однотипны и близко напоминают друг друга. Для них характерны фанфарные ходы мелодии, обилие восклицательных интонации, преобладание тональности 0-г1иг, реже С-о*иг. При этом все последующие образцы значительно уступают по своей яркости первому из полонезов данной группы.

Количественно преобладает у Козловского другой тип полонеза, не столь эффектный и помпезный, но зато подкупающий искренностью лирического чувства, простотой и безыскусственностью выражения. Подобная трактовка этого жанра была характерна и для польской музыки в начале XIX века. В работе известного польского музыковеда Стефании Лобачевска, посвященной эволюции национальных танцев в профессиональном музыкальном искусстве этого периода, мы читаем: «Самым распространенным типом,


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">