1 Наиболее полное печатное и рукописное собрание полонезов Козловского находится в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Отдельные печатные экземпляры имеются также в Отделе нот Публичной библиотеки имени M. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Всесоюзной библиотеке, имени В. И. Ленина и Научной музыкальной библиотеке имени С. И. Танеева при Московской консерватории.

3 Сведения об изданиях полонезов Козловского до 1800 г. см. в кн.: Во л ьм au Б. Русские печатные ноты XVIII века. Л., 1957.

3 Полный титул этого издания гласил: «Journal de musique pout le clavecin ou piano-forte, dédié aux dames par B. \V. amateur». Иод инициалами В. W., как установлено теперь, скрывался придворный музыкант, чех по национальности Эрнист Ванжура (Wanzura. Varmira, Vancura). без основания титуловавший себя бароном.

4 Принцесса Баденскзя Луиза в 1793 г., когда ей не исполнилось еще пятнадцати лет, стала супругой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I. Она была большой любительницей музыки и. уже будучи замужем, брала уроки пения у Дж. Сартн. занималась трон на арфе. В письме к матери ит 20/31 марта 17й4 г. она признается: «Арфа — это моя страсть; я люблю ее едва ли ае больше всего» (Великий князь Николай Михайлович. Императрица Елизавета Алексеевна, т. I. Сггб.. 1908, с. 142). В другом ее письме, от 25 сентября/6 октября 1795 г.. мы читаем: «Вы назовете легкомысленным то. что я не занимаюсь почти ничем кроме музыки» (там же. с. 217). В юные годы Елизавета Алексеевна участвовала в придворных музыкальных вечерах в Эрмитаже как певица. Позже она устраиаала свои Домашние концерты, в которых наряду с любителями принимали участие и известные иностранные музыканты. Козловский был близок к кругу Елизаветы Алексеевны и, видимо, пользовался ее расположением. Об этом можно судить по посвящению, предпосланному циклу его романсов на Французские тексты Флориана. изданному около 1797 г. «Recueil des chansons d'Estelle par Mr. Florian, composées pour son allesse imperiale madame la grande duchesse de toutes les Russies Elisabeth Alexiewna par J. Koslovsky amateur. Op. XI. St.-Pétersbourg chez Gerstenhcrg et Ditt-mar» (единственный известный мне экземпляр этого издания находится в Государственной Публичной библиотеке имени M. Е, Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Елизавете Алексеевне посвящали свои произведения я другие композиторы. В дальнейшем почти все полонезы Козловского издавались с посвящением тон же «высочайшей особе».

довлеиного после пожара Большого театра в Петербурге. Таким образом, композитор на протяжении всего своего творческого пути постоянно обращался к этому излюбленному им жанру.

Несмотря на то, что поводом для сочинения полонезов Козловского обычно служили какие-либо официальные торжества, балы и маскарады, они весьма разнохарактерны в музыкальном отношении. Так, например, полонезы, написанные для более интимных летних праздников Елизаветы Алексеевны в Петергофе, проводившихся до Отечественной войны 1812 года ежегодно, значительно отличаются по характеру от «громкозвучных» воинственных полонезов на взятие Измаила и не носят никакого отпечатка парадной официозности. Праздничная танцевальная сюита по случаю коронации Павла I в 1796 году открывается светло и спокойно звучащим пасторальным полонезом, в котором солирует духовой инструмент, обозначенный композитором как tuba pastorelia1. Далее следует ряд полонезов на темы популярных тогда в России произведений иностранных композиторов (в том числе на тему из увертюры к «Волшебной флейте» Моцарта), музыка которых также лишена всякой выспренности и помпезного величия.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">