. . 'Асафьев Б. В. Памятка о Козловском. — В кн.: Музыка и музы-,сальный быт старой России, с, 119.

2 «Магазин общеполезных знаний н изобретений с присовокуплением Модного журнала, раскрашенных рнсунков и музыкальных нот». Спб.. 11795, сентябрь.

•Левашева О. Песни Козловского. — В кн.: Русско-польские музыкальные связи. М., 1963. с. 49.

* Так. Н. Ф. Фннлейзсн, основываясь на рукописном сборнике, содержащем 29 полонезов Козловского, называет только четыре из них, которые вошлн в состав праздничной «сюиты», предназначавшейся для ослепиМежду тем наряду с парадными полонезами-шествиями мы встречаем у Козловского совершенно иште по складу произведения этого жанра. Многие из его полонезов окрашены в лнрико-элегнческие, пасторальные и дйже драматические тона, в большей степени соприкасаясь со сферой домашней бытовой, нежели парадно-церемониальной придворной музыки. Не все они равноценны в художественном отношении. Создаваемые, как правило, по заказу, они нередко носят на себе печать приспособления к вкусам высокопоставленных покровителей композитора, ремесленных штампов и поспешности письма. Но при всем этом в них, как н в песнях Козловского, можно с достаточной ясностью ощутить те новые романтические веяния, которые ярко дают себя знать в его театральной музыке 1800-х годов. Полонезы Козловского представляют для нас особый интерес еще и потому, что в них наиболее явственно сказалась связь композитора с родной ему почвой польской музыкальной культуры. Нельзя не согласиться с О. Е. Левашевой, что историк музыкальной культуры найдет в этих, часто непритязательных по фактуре произведениях «новый ценнейший материал», так как они «открывают перед нами тот важный этап в истории танцевального жанра, когда из бытового танца вырастает и формируется опоэтизированный художественный танец эпохи романтизма»1. Но, поскольку предметом исследования О. Е. Левашевой является другая область творчества Козловского, она ограничивается лишь несколькими общими замечаниями о значении его полонезов в подготовке высокого расцвета этого жанра, связанного с именем Фридерика Шопена.

Общее количество полонезов Козловского не поддается точному учету. Возможно, что часть их была утрачена к не дошла до нас. Но во всяком случае число это не менее пятнтельног» по блеску и роскоши торжества в петербургском аворие Г. А. Потемкина 28 апреля 1791 г. в честь взятия русскими войсками крепости Измаил у турок (Очерки, т. 2. с. 278—280), н ни слова не говорит о полонезах иного рода, в изобилии представленных в том же сборнике. Более полную характеристику полонезов Козловского мы находим в очерке П. В. Грачева о творчестве этого композитора (в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790—1825. Под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л., 1956, с. 177—187). Однако н этот исследователь уделяет преимущественное внимание полонезам торжественного, парадно-официального характера.

1 ЛевашеваО. Песнн Козловского, с. 58.

десяти1. Суд^ по газетным объявлениям, все они были в свое время изданы2, но до сих пор печатные экземпляры некоторых полонезов не удалось обнаружить, и они известны нам только по рукописям. Наиболее ранним следует, по-видимому, считать полонез c-moll, написанный на тему собственной песни Козловского «Я птичкой быть желаю» и опубликованный вместе с ней в октябрьском выпуске «Музыкального журнала для дам»3 за 1790 год. Последний из его изданных полонезов был написан к дню рождения императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра4, в 1818 году и в том же году исполнен на открытии восста-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">