Становится понятным, таким образом, и полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний об опере в современных источниках.

1 Щеглова С. Воронцовскнй крепостной театр. — В кн.: Яэык н литература, т. 1. Л., 1926. с, 328.

Одно из самых замечательных произведений русского музыкального театра XVIII века прошло в сущности мимо внимания современников и не заняло того места в русской художественной культуре конца XVIII века, которое должно было ему по праву принадлежать. Выдающееся художественное значение «Ямщиков на подставе» было по-настоящему оценено и осознано лишь через полтораста лет после создания оперы.

ПОЛОПЕЗЫ ЮЗЕФА КОЗЛОВСКОГО

Польский композитор Юзеф1 Козловский занял видное место в русской музыкальной жизни конца XVIII и начала XIX века. На исходе XVIII столетия он приобретает известность как автор песен и романсов на русском и французском языках, музыкальный организатор пышных столичных празднеств при дворе и во дворцах вельможной петербургской аристократии. В 1799 г. Козловский был назначен инспектором музыки при петербургских театрах. В круг его обязанностей входило наблюдение за всеми придворными концертами и музыкальными спектаклями, подбор репертуара и исполнителей, а также сочинение собственной музыки для всевозможных официальных торжеств. Наряду с множеством произведений прикладного характера, которые можно отнести к сфере того, что принято называть «musique ■d'occasion», им была написана музыка высокого художественного значения для ряда драматических постановок публичного петербургского театра, включающая развернутые симфонические эпизоды (увертюра, оркестровые антракты), хоры, мелодраму, иногда и сольные вокальные номера. С именем Козловского связан был расцвет жанра «трагедии с музыкой», заменявшего в России начала XIX века свою национальную оперу высокого героико-драматического плана. Тяжелая болезнь вынудила композитора оставить службу в 1819 году. Прожив после этого еще 12 лет, он уже больше ничего не написал. Таковы основные сведения о его музыкальной деятельности русского периода2.

1 По-русски он нменонал себя Иосиф или Осип Антонович. в См.: Прокофьев В. А. О. А. Козловский п его «Российские песни». — В кн.: Музыка н музыкальный быт старой России. Л., 1927.

В Петербург Козловский приехал уже достаточно опытным, сложившимся мастером, но о предшествующих годах его жизни мы знаем очень немного. Известно, чтб он родился в Варшаве в 1757 году, учился, а потом работал органисток (по другим сведениям скрипачом) в соборе св. Яна, с 1773 года жил у графа Тадеуша Анджея Огиньского и обучал музыке его сына Клеофаса, с которым поддерживал дружбу и в дальнейшем1. В 1786 году он вступил офицером в русскую армию, здесь сблизился с большим любителем музыки князем Г. А. Потемкиным, которому был в значительной степени обязан своей последующей музыкальной карьерой. Несмотря на высокий профессионализм многих своих сочинений, Козловский неизменно присоединял к авторской подписи слово «amateur», отдавая дань сословным предрассудкам, считавшим занятие музыкой как профессией несовместимым с дворянским достоинством. Это не мешало широкой популярности его произведений, распространявшихся печатным способом и в рукописных копиях.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">