В сжатой и четкой, уже отстоявшейся форме длительная работа над этим материалом нашла выражение в учебниках по истории русской музыки, над которыми Ю. Келдыш работал в период 1930-х н 1940-х годов. Но охарактеризовать эти труды возможно, лишь оценивая широкую педагогическую деятельность ученого, его огромную роль в воспитании, подготовке и творческом развитии советских музыковедов.

К преподаванию на специальных курсах консерватории Ю. В. Келдыш пришел, имея уже большой опыт лекторской практики. Повседневная просветительская работа в рабочих клубах, на радио, постоянные выступления в Союзе советских композиторов, активным членом которого он стал с момента его организации в 1932 году. — все это с юных лет приучило его к четкой «ораторской форме», к общению с аудиторией различного состава.

В 1930-е годы, в условиях интенсивной разработки учебных курсов консерваторий, задачи преподавания истории музыки приобрели особую формирующую роль. Историческое постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года открыло широкий путь развитию музыкально-теоретического образования н утверждению его профессиональных основ. В обла ■сти музыкознания произошел перелом, вызванный общей постановкой проблем истории в высшей школе. Открытие исторических факультетов в университетах Москвы и Ленинграда, поста неимение «О преподавании гражданской истории а школе», разработка учебников по русской истории при участии крупнейших советских ученых — Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова, Е. В. Тарле, М. В. Нечкнной н других —все это ставило перед искусствознанием новые задачи.

На факультетах Московской консерватории с 1936 года прочно установилась система кафедр. Начала работать под руководством В. Э. Формана кафедра всеобщей истории музыки, а затем кафедра истории музыки народов СССР, во главе которой стоял М. С. Пекелис. Велась активная работа по созданию учебников и учебных пособий. Почти одновременно вышли из печати в 1940 году учебники по истории западно-европейской музыки Т. Н. Ливановой и В. Э. Фермана н два тома «Истории русской музыки», написанной коллективом авторов под общей редакцией М. С. Пекелнса (А. А. Громан. Д. В. Житомирский. Ю. В. Келдыш. Т. Н. Ливанова. М. С. Пекелис. Т. В. Попова). Во втором томе «Истории русской музыки» самый объемный раздел о музыкальной культуре 1860-х годов и творчестве композиторов «Могучей кучки» (исключая Римского-Корсакова) принадлежит Ю. В. Келдышу. Раздел этот принес его автору ученую степень кандидата искусствоведения.

Возникший в результате длительной педагогической практики, учебник под редакцией М. С. Пекелнса в то время несомненно сыграл положительную роль. Это было первое руководство, систематизирующее на подлинно научной основе материал учебных курсов по истории русской музыки. Впервые в учебнике была проведена четкая периодизация в соответствии с общими установками советской историографии — периодизация, в основном сохранившаяся и поныне. Немалое внимание уделялось вопросам стиля, анализу основных произведений русской классики. Большой интерес п этом плане представляют главы, написанные Ю. В. Келдышем и посвященные Мусоргскому. Бородину. В них ясно проступает идея глубокой самобытности русского искусства — тема, которую позже автору удалось развить и утвердить па более прочном фундаменте.'иа базе исследований древнерусской музыкальной культуры.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | Новый магазин - пляжные платья по каталогу на Щукинской с примеркой |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">