1 В. II. Даль дает следующие толкования этих слое: «петь себе под нос», «мурлыкать», «напевать про себя».

'Песни русских поэтов (XVIII — первая половина XIX века), с. 89.

1 В автографе партитуры «Ямщиков на подставе» в начале этого номера сверху приписана маленькая нотная строчка с указанием: «Строп балалайки». (Эта страница воспроизведена в кн.: Келдыш Ю. В.

Постараемся суммировать все изложенное и сделать некоторые выводы. История создания оперы «Ямщики на подставе» до сих пор связывалась со Львовым — автором либретто и Фоминым, написавшим музыку, в большей части основанную на подлинных народных песнях. К этим двум именам следует, очевидно, присоединить еше третье имя — Митрофанова.

Львов в конце 80-х годов XVIII века усиленно интересовался народной песней и в результате этого составил известный сборник, вышедший в спет в 1790 году с указанием на титульном листе И. Прача как аптора музыкальных обработок. Можно полагать, что Прач был привлечен уже на последней стадии подготовки сборника для написания фортепианных аккомпанементов (в заглавии так и сказано: «на музыку положил Иван Прач»). В период собирания материала у Львова могла возникнуть естественная близость с Митрофановым, который знал и мастерски исполнял большое число песен. Есть все основания думать, что из уст Митрофанова был записан, кроме замечательной псск «Высоко сокол летал», также и ряд других образцов. Весьма вероятно, что нотацию песен производил Фомин, им же могли быть сделаны и некоторые из обработок. Почти буквальное совпадение фактуры аккомпанемента песни «Дорогая ты моя матушка» в опере Фомина и в сборнике свидетельствует о том, что Прач частично пользовался уже готовым материалом1.

В этой атмосфере горячей увлеченности народной песней и интенсивной работы по се собиранию и записыванию и могла родиться идея создания оперы, где главным действующим лицом был бы сам поющий народ. «Приношение» Львова ясно говорит о том. какое значение придавал он хоровому началу в данном произведении. Сюжет и драматургическая фабула играли второстепенную роль, будучи лишь поводом для развертывания красочной пссенно-хоро-вой сюиты.

Русская мушка XV века. At., !'!■■■ с 334). Mr .Митрофанов ли «консультировал» в даияом случае композитора?

1 Предположение о возможном участии Фомина в составлении песеч-ного сборника Львова—Прача высказывалось некоторыми нсслеловт-«ми (см.: Рабинович А. С. Русская опера до Глинки. М.. 1948. с. 90: 195311И|бг' Т Русская музыкальная культура XVIII века. т. 2. М..

Тут как раз представился случай, казавшийся благоприятным для того, чтобы такое произведение могло обратить на себя внимание, и он же подсказал характер сюжета. Литературовед Л. И. Кулакова, характеризуя либретто «Ямщиков на подставе», сообщает: «Написанная по случаю путешествия Екатерины II (о встрече «матушки» речь идет на протяжении всей пьесы), опера, в отличие от многих произведений из «народной» жизни, затрагивает не совсем безобидный вопрос, вопрос о несправедливой сдаче ямщика в рекруты, разрешаемый, по условиям жанра, совершенно благополучно»1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">