Составители н редакторы этого издания так же расшифровывают инициалы «С. M. MU. В примечании Г. С. Татищевой сообщаются имеющиеся в литературе сведения о Митрофанове, но при этом высказывается ни на чем не основанное предположение, что он мог быть руководителем Придворной певческой капеллы (с. 512).

1 Песнн русских поэтов (XVttl — первая половина XIX века). Ред.. статьи н коммент. И. Н. Розанова. Л., 1936, с. 88.

! Державин Г. Р. Сочинения, т. 3. Спб.. 1886. с. 401.

пели гребецкие песни, но худая погода быть сему не позволила»

Можно почти не сомневаться в том. что в обоих сообщениях речь идет об одном и том же лице. Державин, как известно, принимал деятельное участие в подготовке потемкинского праздника, на котором музыка звучала очень широко и разнообразно. Здесь исполнялись и торжественные монументальные хоры Сарти, и камерная кантата Чима-розы «La serenata поп preveduta»2, и блестящий полонез «Гром победы, раздавайся» О. А. Козловского па державнн-ские стнхн, и обработка украинской песни «На бережку у ставка» для хора и оркестра, сделанная тем же Козловским3- Вероятнее всего, что именно Державину принадлежала мысль о привлечении хорошо знакомого ему певца Митрофанова с его хором для исполнения русских народных песен под открытым небом.

В приведенных выше сообщениях содержится ряд весьма существенных для нас деталей. Прежде всего это указание Державина на Митрофанова как на исполнителя песни «Высоко сокол летал», которая была использована в «Ямщиках на подставе», а затем включена в «Собрание народных русских песен» Львова-Прача и не известна нам в более ранних записях4. Из письма Т. П. Кирьяка мы узнаем, что Митрофанов не только сам пел народные песнн, но и руководил хором «песельников». Обратим внимание и на следующее сор-падение: Кирьяк называет Митрофанова надворным советником. Этому чину соответствовало обращение «высокоблагородие», которым пользуется Львов в своем посвящении.

Остановлюсь еще на некоторых моментах либретто «Ямщиков на подставе», дающих дополнительный материал для выяснения интересующего нас вопроса. В рукописной копии

1 «Русский архив», 1867, стб. 694.

2 P. А Моозер высказывает предположение, что эта кантатн, написанная по заказу Г. А Потемкина, предназначалась для данного празднества (См.: Mooscr R. Л. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siècle, t. 2. Genève. 1951. p. 478).

3 В письме T. II. Кирьяка сообщается: «Между прочим пели со всеми инструментами и одну любимую князем и ныне всем городом малороссийскую песню» («Русский архив», 1867, стб. 694).

4 Р. И. Зарнцкая высказывает обоснованное предположение, что эта песня, очень высоко оценивавшаяся Н. А, Львовым, была записана нз уст Митрофанова (см.: Зарнцкая Р. И. Записи народной песнн и ее изучение. — В кн.: Очерки по истории русской музыки 1790—1825. Л.. 1956, с. 72), имеется написанное в шутливом тоне «Наставление капельмейстеру» (в печатном тексте оно опушено), где обращают на себя внимание следующие строки, относящиеся к исполнению песни «Не у батюшки соловей поет», которой начинается опера: «Нет. барин, ты начни-ка no-маленьку, как ямщик будто бы издали едет, не поет, а тананычет, а после, чтобы дремота не взяла, пошибче. да и по молодецки, так дело то и с концом, ребята и подхватят... пустова тут калякать нечево!». Сравним это с тем, что пишет о самом себе Митрофанов в «Посвящении» своего сборника: «...я курны-каю кое-кака, в удовольствие любящих русский голос, русские песенки про невинную любовь; и признаюсь, что иег ничего приятнее для сердца моего, как когда на досуге хвачу с раскатцем и балалаечкой песенку про матушку-любовь...». Здесь, помимо применении однозначных по смыслу диалектных слов «тананыкать» и «курныкать»интересна характеристика самой манеры исполнения: начать вполголоса, как бы напевая про себя, а потом «хватить» во всю силу, «с раскатцем». да еще поддержать пенис «балалаечкой». Что касается последней, то И. Н. Розанов замечает по этому поводу: «О балалаечке говорит он (Митрофанов.--Ю. R.) и в «посвящении» и в послесловии, и надо думать, что это у него не только фигуральное выражение»2. По-видимому, Митрофанов на самом деле исполнял свои песни под аккомпанемент балалайки. Любопытно, что в рукописном либретто «Ямщиков на подставе» перед текстом песни «Во поле береза бушевала», которую запевает молодой ямщик Тимофей, а затем к нему присоединяются Фадеевна и Янька и наконец вступает хор. дана ремарка: «Ладя балалайку на колени, в оркестре мандолина играет». Возможно, что балалайка представлялась чересчур «простонародным» инструментом для введения ее в оркестр и поэтому ее предполагалось заменить мандолиной, примеры использования которой встречались и зирубежной оперной литературе. Это. однако, не было осуществлено, и в партитуре Фомина балалайку имитируют смычковые pizzicato3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">