В работах литературоведов цитируются заключительные строки этого посвящения для характеристики отношения Львова к народной песне. Однако исследователи обычно проходили мимо основной части текста, чрезвычайно интересной с точки зрения обстоятельств, сопутствовавших возникновению и реализации творческого замысла русской хоровой народно-песенной оперы. Посвящение, как это с очевидностью явствует из его содержания, обращено Львовым к какому-то певцу и руководителю хора («согласной пением» «шайки»), который был сам поэтом, слагателем песенных текстов, а также сочинял или подбирал к ним мелодии («налаживал» стихи «на голос»). Львов говорит о себе, как о последователе этого неизвестного лица, которому «вослед» он отважился «залетными стихами» «дразнить... угарную артель» крестец-кнх ямщиков. Просьба автора либретто принять «в покров» его поэтическую свирель говорит о каком-то участии данного лица в постановке, а может быть, и в создании оперы.

Кто же мог стоять за инициалами «С. М. ДУ»? Перебирая весь круг людей, более или менее близких Львову, нахожу только один возможный ответ на этот вопрос: посвящение было обращено к певцу и поэту, исполнителю русских народных песен С. Митрофанову1. О личности этого во мно-

1 Приведенное выше «Приношение» из «Ямщиков на подставе» полностью напечатано а ки.: Поэты XVIII века, т. 2. Л, 1972, с 198—199.

гих отношениях примечательного деятеля нам известно очень мало. Впервые к нему привлек внимание И. И. Розанов, включивший в свою антологию «Песнн русских поэтов» несколько текстов из сборничка «Песни русские известного охотника М...» (сборник издан в Петербурге в 1799 году н в настоящее время стал библиографической редкостью). В статье, предпосланной публикации мнтрофановскнх песен, составитель отмечает: «Первыми крупными представителям:! «русской песни» были два автора: Мерзляков и Митрофанов... Как автор нескольких песен, долгое время бывших очень популярными и до сих пор еще встречающихся в советских песенниках, Митрофанов вводится в круг историко-литературного изучения в нашем сборнике впервые»1.

Ныне почти забытое имя С. Митрофанова было, по-видимому, достаточно хорошо известно в литературной среде кониа XVIII века. Упоминание о нем встречается в шуточной «Похвале комару» Державина, пародирующей высокий одический стиль. Произведение начинается строками:

Пнндар воспевал орла, :*ч Митрофанов — сокола...

В примечании к своему стихотворению поэт поясняет, что Митрофанов —«известный певец, который певал русскую песню «Высоко сокол летал»2.

И. Н. Розанов ссылается еще на один документ, где упоминается исполнитель русских народных песен с той же самой фамилией. Это — письмо инспектора Смольного института Т. П. Кирьяка поэту и актеру-любите.чю И. М. Долгорукову с описанием баснословного по своей роскоши и великолепию празднества, устроенного Г. А. Потемкиным в его петербургском дворце 27 апреля 1791 года. «В саду на пруде,— сообщает автор письма, — приуготовлена была кнтай екая шлюбка и несколько других с тем, чтобы гребцы под начальством какого-то надворного советника Митрофанова


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">