1 Автограф хранится в Центральной ноткой библиотеке Ленинградского государственного академического театра оперы и балета нм. С. М. Кирова.

г В и гель Ф. Записки, т. 1. Спб., 1892. с. 53.

8 Привожу этот список действующих лиц н исполнителей полностью: Фадсевна — госпожа Быстрсева, Тимофей Буракнн — г-н Камушкнн, Абрам—отец его, старик седой — г-н Крутицкий, Янька — ямщик молодой — '-и Воробьев, офицер на подставе —г-н Шарапов, Курьер —г-н Волков, четыре ямщика со словами н поющих. Вахруш— деревенский олух — г-н Суслов, Бобыль—г-н Рахманов, двое рассыльных — Золнн и Сави-*°в, два драгуна, хор певчих Ямщиков.

ком случае, вызывает удивление то обстоятельство, что-спектакль с таким выдающимся составом участников не нашел никакого отражения ни в печати, ни в официальных документах театральной дирекции. И если допустить, что «Ямшики...» все же были поставлены в Петербурге, то остается невыясненным — состоялся ли данный спектакль в одном из открытых, так называемых «городских» театров, доступных для широкой публики, или он был дан, как и остальные онеры на тексты Н. А. Львова, в домашней обстановке для небольшого круга приглашенных лиц?

Все эти сомнения усиливаются еше тем, что либретто «Ямщиков на подставе» было издано не в Петербурге, а в Тамбове в 1788 году, причем в нем нет никаких указаний на то, что опера ставилась где-нибудь ранее, как это обычно делалось, если речь шла о премьере. Б. В. Доброхотов на этом основании высказал предположение, что «Ямщики...» были не только исполнены, но и написаны в Тамбове. Опираясь на имеющиеся свидетельства о связи Фомина с Державиным, который в то время губернаторствовал в Тамбове и способствовал развитию там театральной культуры, исследователь пишет: «Не бил лн музыкантом, возглавлявшим в это время кипучую театральную жизнь Тамбова, именно Фомин? Неужели случайно либретто его оперы «Ямщики на подставе», написанное другом Державина Н. А. Львовым, было анонимно опубликовано в 1788 голу в том же Тамбове»1. Не останавливаясь сейчас на догадках, касающихся возможного пребывании Фомина н Тамбове и его участия в музыкально-театральной жизни города, подчеркну лишь значение самого факта опубликования либретто в одной из окраинных провинций тогдашней России.

Тексту либретто предпослано стихотворное посвящение, представляющее собой настолько любопытный и характерный документ, что я приведу его полностью:

«Приношение его высокоблагородию С. М. М. милостивому государю моему

О ты, которого не гладкой, тучной вид Лскени набекрень нам живо представляет, О котором каждый член и мышца говорит. Когда искусный перст тной вьюшки завивает. Прими ямскую ты и покров мою свирель. Как дразнишь ты других и взором и устами,

'Доброхотов Б. Е. И. Фомин. .4--Л . 1949. с. 7.

Так я вослед тебе залетными стихами Героев кресгецких, известных ямщиками. Дразнить осмелился угарную артель. Но на голос стихов наладить я не знаю И для того, муж звучный, прибегаю. Плененный звонкою я шайкою твоей. Согласной пением, а видом на разладе. Являющей орган с похмелья в маскараде. Вели ты голосом чудесной шайке сей Дать силу, жизнь н блеск комедии моей. Да будет не стихам; тебе н честь и слава. Приблвь ты к пенню нх нивы чудеса Хрипучим голосом дрожащего баса. Всю площадь удиви, подвигни небеса П свету докажи, что есть твоя октава. Я от тебя не потаю. По нотам мерного я непричастен вою. Доволен песенкой простою. Ямскою, хваткой, удалою. Я ели но русскому покрою Между приятелей порою С залнвией иногда пою».


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">