Сведения о возникновении н сценической истории одной из интереснейших русских опер XVIII века «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина до сих пор содержат много неясного. Начать с того, что долгое время Фомину приписывалось авторство не только ее музыки, но и либретто. Эту версию утверждал еще А. В. Финагин в монографическом исследовании о композитореНесколькими годами позже обнаруженная в архиве Г. Р. Державина рукописная копия либретто позволила установить, что оно принадлежит перу Н. А. Львова2. Вслед за В. В. Стасовым3 большинство исследователей указывает, что «Ямщики на подставе» были впервые поставлены в Петербурге 2 января 1787 года. Откуда почерпнул свои сведения Стасов — неизвестно, и приводимая им дата не находит подтверждения ни в каких документальных материалах. Она представляется сомнительной хотя бы уже потому, что первые числа января бывали днями новогодних балов и маскарадов и вряд ли можно было рассчитывать на то, что новая пьеса соберет много публики. Еще большие сомнения в ее достоверности вызывает сохранившийся партитурный автограф увертюры к «Ямщикам на

1 Финагин А. В. Е. Фомин. Жизнь и творчество.— В кн.: Музыка и музыкальный быт старой России. Л.. 1927, с. 84.

а Артамонова 3. Неизданные стихи Н. А. Львова. — «Литературное наследство», т. 9/10. Мч 1933.

3 Стасов В. В. Русские и иностранные оперы, исполненные на императорских театрах в России в XVIII и XIX столетии. — «Русская музыкальная газета*, 1898. № 1, 2. 3.

сіодставе», на титульном листе которого обозначен 1787 год1. Невозможно представить себе, что в течение одного дня, предшествовавшего премьере, композитор сочинил, если не всю оперу, то хотя бы только увертюру, что за тот же срок •были расписаны оркестровые партии и подготовлено исполнение.

Ё книге А. Н. Глумова «Музыка в русском драматическом театре» (М., 1955, с. 443) приведена другая дата постановки «Ямщиков...» в Петербурге — 8 ноября 1787 года, имеющаяся на титульном листе упомянутой выше копии львовского либретто. Эту дату следует считать более вероятной, чем та, которая фигурировала ранее в трудах по истории русской музыки и театра, хотя и она нуждается в проверке и подтверждении.

і В том же экземпляре либретто мы находим и ряд других сведений. В частности, он содержит полный список исполнителей ролей, среди которых названы имена таких корифеев русского сценического искусства XVIII века, как А. М. Крутицкий, прославившийся неподражаемым исполнением заглавной партии в опере «Мельник — колдун, об-ханщик и сват», и но менее высоко оценивавшийся современниками Я. С. Воробьев — «нечто чрезвычайно примечательное, нечто совершенное... буфф в русском роде», по словам ■одного из мемуаристов2. Остальные фамилии принадлежат также известным петербургским актерам того времени, выступавшим в оперных спектаклях3.

Казалось бы, этого достаточно для того, чтобы считать установленным факт исполнения «Ямщиков на подставе» в Петербурге силами артистов казенной русской труппы. Однако нам неизвестно, звучала ли опера действительно в даймом составе, или это только предварительная наметка распределения ролей, составленная автором либретто. Во вся-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">