Вообще следует отметить внимательное и чуткое отношение Березовского к словесному тексту. Музыкальная фраза у него всегда хорошо совпадает со смысловым членением текста.

Менее интересна ария Демофомта «Per lei ira l'armi dorme «uerriero, per lei Ira l'onde canta il nocchiero»2 из третьей сиены первого акта. Риторическому характеру текста, в котором суровый властитель внушает своему наследнику мысль о верности данному слову как о высшем долге коронованных лиц, соответствует внешний условно-героический склад музыки. Эта бравурная виртуозная ария не отступает от общепринятых штампов «серьезной» оперы. Вокальная партия се обильно уснащена блестящими подвижными пассажами, требовавшими от певца незаурядной исполнительской техники, но мелодически она мало выразительна. Чтобы дать представление о ее стиле, приведу первую фразу ■арии:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Последняя из имеющихся в нашем распоряжении четыреч -арий написана, как и предыдущая, для тенора. Место ее в драматургическом развитии неясно, так как в либретто Метастазно этой арии нет. По-видимому, она являлась вставным номером, что довольно широко практиковалось в то

1 «Вы были мое наслажденье, теперь я ьас страшусь». Эта ария пол-.ностью дается нами и приложении.

1 «Ради нее с оружием спит воин, eft поет песню на волнах кормчий».

время. Самая структура поэтического текста здесь иная, чей во всех остальных ариях той же оперы, и состоит из одного, а не из двух четверостиший, как этого требовала форма арии:

Mentre il cor con meste voci Ml palesa il duol che ascondc. La зрегапга al cor risponde. Che nt< al lin godra '.

Музыкальная форма арии приближается к старой сонатной. Вокальная партия не свободна от виртуозных пассажей, и украшений, но они применяются здесь гораздо более умеренно, чем в арии Демофонта «Per lei fra l'onde». Спокойное, умиротворенное душевное состояние, выраженное в: тексте, находит удачное воплощение в музыке, привлекающей мелодической гибкостью и изяществом:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 «В то время как горестный голос д\шн выдает тайную скорбь, надежда обещает сердцу, что оно наконец возрадуется».

Очерки и исследования по истории русской музыки

Поскольку в списке исполнителей «Демофонтл» указан только одни тенор, некий Джузеппе Лфферрн ', законным является предположение, что и данная ария предназначала» I. для главного действующего лица. Она могла быть связан.) с моментом душевного перелома у Дсмофонта, когда в нем пробуждается отеческая жалость н сострадание.

К сожалению, нам не известна ни одна женская ария из оперы Березовского. Между тем роль Дирцеи, содержащая ряд трогательных лирических моментов, давала очень благодарный материал для проявлений свойственных композитор*/ сентнменталистскнх тенденций. Но н тот материал, которым мы располагаем, позволяет утверждать, что Березовский был одаренным музыкантом-драматургом, умевшим верно почувствовать характер ситуации и найти удачные выразительные средства для ее музыкального воплощения.

К ИСТОРИИ ОПЕРЫ «ЯМЩИКИ НА ПОДСТАВЕ»


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">