Либретто «Демофонта» построено по установившейся схеме итальянской «серьезной» оперы. Действие развертывается в больших диалогических сценах, исполнявшихся речи татнвом зессо, арии же, помешавшиеся, как правило, в заключении сцен, являлись своего рода «лирическими остановками» и давали выход накопившимся чувствам действующи* лиц. Драматургически они не играли активной роли и могли быть опущены без всякого ущерба для ясности и последовательности действия. Но именно в этих сольных вокальных ^эпизодах заключен был главный музыкальный интерес оперы. В драматургически действенных же речитативных сценах музыка отступала на задний план, и внимание зрителя целиком сосредоточивалось на развитии увлекательной и захватывающей сценической интриги,самого действия.

., В тексте либретто предусмотрены 21 ария и псего лишь •одни ансамблевый номер —дуэт Днрцен и Тиманта в заключейии второго акта. Последнее, третье действие заканчивается небольшим хором, воспевающим радость избавления от минувших бед н опасностей, что также соответствовало традициям «серьезной» оперы. Кроме того, предполагался еше инструментальный эпизод (помимо само собой разумеющейся увертюры), о чем говорит следующая ремарка в начале третьей сцены первого действия: «Морской порт, празднично украшенный по случаю прибытия фригийской принцессы. Видно множество кораблей, с самого великолепного из которых она высаживается на землю в сопровождении многочисленной свиты, под звуки самых разнообразных варварских инструментов»1.

Как видно из этого перечня, дошедшие до нас отрывки из «Демофонта» Березовского составляют лишь незначительную часть оперы. Все же они позволяют составить известное суждение о характере и стиле ее музыки. В целом она довольно траднционна и не отличается индивидуальным своеобразием. Но в ней чувствуется веяние новой эпохи, связанной с именами Инччиннн и Паизнелло, внесших в итальянскую оперу струю мягкой, задушевной чувствительности, или таких композиторов, как Поммелли и Траэтта2, которые во многом подготовили оперную реформу Глюке. В известных нам ариях Березовского преобладает простая, выразительная лирическая напевность сентиментального склада. Они подкупают своей мелодической непосредственностью, изяществом и грацией; порой в них слышатся обороты, предвещающие Моцарта. Состав оркестра ограничивается смычковой группой с добавлением пары валторн и пары гобоев или флейт, которые большей частью удваивают звучание струнных. При скромности и простоте средств оркесгровое сопровождение не только вполне корректно, но порой не лишено и известной тонкости.

Наиболее привлекательны две арии Тиманта, партия которого предназначена для соираниста3. Первая из них за-

1 Ор. с11.. р. 256. В спектакле были также танцы, поставленные братьями Турин. Но музыка балетных сиен обычно сочинялась в то время не автором оперы, а другим композитором.

1 Заметим, что Тра»тта в те годы находился в России, где он в со-дружестве с либреттистом М. Кольтеллинн написал одно из лучших своих сичниекий — оперу «Антигона», поставленную на петербургской придворной сцене в 1772 году (см.: Келдыш Ю. Рчсская м\*ыка XVIII пека. М„ 1965. с 90—92).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">