вали лучшие традиции исторического музыкознания. На рубеже 1920 — 1930-х голов выходили такие ценные труды, как «Очерки» ФиндеЙзена. «Русская музыка от начала XIX столетия» Асафьева, составленный им сборник статей «К восстановлению «Бориса Годунова», сборники «История русской музыки и исследованиях и материалах» под редакцией К. Л. Кузнецова и многие другие труды.

У Ю. В. Келдыша в начале 1930-х годов окончательно оформилась и созрела та тема, которая привлекала его еще о студенческую пору: Мусоргский и русская культура 1860— 1870-х годов, время великих демократических еднигов.

Итогом этих стремлений явился монументальный сборник «М. П. Мусоргский. К 50-летню со дня смерти (1881—1931)». подготовленный Ю. Келдышем совместно с В. В. Яковлевым — знаменательный союз музыковедов двух поколений, возникший в трудное, переломное время! Вышедший в 1932 году сборник этот и до сих пор не утратил своей научной ценности. Опубликованные в ней статьи И. Глебова, II. Ламма. М. Иванова-Борецкого, ценнейшие биографические материалы, разработанные в статьях В. Яковлева и 3. Саие-ловой. давно вошли в фонд советского музыкознания. А открывающая сборник вступительная статья Ю. Келдыша, несмотря на относительную незрелость общей концепции (автор во многом еще в плену характерных для того времени социологических установок), предстапляет собой одни из первых серьезных опытов анализа эстетики Мусоргского. Стремление «дойти до корней» мировоззрения композитора, разга* дать социальные причины его жизненной трагедии уже предвещает дальнейший путь исследований Ю. Келдыша с типичным для них широким культурно-историческим фоном.

Кто определеннее проявилась эта тенденция в последую* щнх работах 1930-х годов. Наряду с живо написанным очерком «Романсовая лирика Мусоргского» (1933), отмстим ценнейшую публикацию, сразу привлекшую внимание музыкальной общественности: «М. П. Мусоргский. Письма к А. А. Го-ленншеву-Кутуаову» (1939), В основу этого труда легли архивные документы .Московского государственного исторического музея — письма композитора, подготовленные к печати П. В. Аравнныы. в то время студентом-днпломннком. учеником Ю. В. Келдыша. Впервые опубликованные, они явились подлинным откровением в научной литературе: многое прояснилось в творческой биографии позднего Мусоргского; в новом свете предстал сложный процесс работы над «Хованшиной», «Сорочннской ярмаркой» н вокальными циклами

70-х годов.

Талантливым эссеистом Ю. В. Келдыш проявил себя во вступительной статье сборника — «Мусоргский и А. А. Голе-нишев-Кутуюв». В этом своеобразном психологическом этюде автору удалось выразительно обрисовать сложнейший душевный облик создателя «Хованщины», раскрыть перед читателем драматическую «историю одной дружбы», возникшей под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств. Прочитывая сейчас этот очерк, видишь насколько глубоко изучена автором эпоха яркого, демократического обновления русской общественной жизни н как отчетливо складывалась в его сознании вся проблематика русского реализма 1860-х годов.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">