3 При издании моей книги «Русская музыка XVIII чека» (M.. I96S), я не кчс.1 возможности познакомиться с рукописью н вынужден был ограничиться только упоминанием о иен. Микрофильм с рукописи Флорентийской консерватории был получен при содействии директора Государ-cTBcHiioio центрального музея музыкальной культуры им. Глинки Е. Алексеевой и ученого секретаря музея Л. Кора бел ьинковой. за что » приношу обеим моим коллегам сердечную благодарность заны начальные слова арии и на последней строчке имя и фамилия композитора: «Dcl Sig. Massimo Beresowsky. Russo». Когда была сделана эта копия и каким путем попала она во Флоренцию — не установлено. Но формат бумаги, общий вид рукописи и особенности нотного письма заставляют отнести ее ко времени, близкому к созданию оперы. Во Флоренции жил исполнитель одной из главных ролей в опере Березовского сопранист Фраическо Порри. Возможно, что по ею инициативе и были переписаны эти четыре арии 1.

Как явствует из текста сохранившихся арий, «Демофонт» Березовского написан на либретто прославленного Пьетро Метастазно. Придав драматургическим формам итальянской «серьезной» оперы XVIII века классически стройный и законченный характер. Метастазно соединяет в своих произведениях рационалистическую ясность общего плана с интригующей занимательностью и разнообразием действия, сдержанное изящество тона с обилием волнующих патетически* ситуаций. Несмотря на аристократическую условность образов, поэт умел вызывать у зрителя интерес и сочувствие к судьбе своих героев. Этим объясняется исключительная популярность его оперных текстов, на которые было написано подавляющее большинство итальянских опер «серьезного» жанра начиная со второй четверти XVIII столетия. Некоторые из них десятки раз перекладывались на музыку разными композиторами.

«Демофонт» относится к лучшим и самым излюбленным театральным сочинениям Метастазно. По отзыву Стендаля, «этот сюжет —один из самых трогательных среди пьес Метастазно»*. Впервые оперу поставил венский придворный театр 4 ноября 1733 года с музыкой композитора Антонно Кальдара. принадлежавшего к старшим мастерам «серьезной» оперы так называемого «неаполитанского» типа. Два года спустя музыку на тот же текст написал Леонардо Лео, опера которого имела большой успех у современников. Либретто Метастазно оставалось популярным и во второй половине столетни. В 1769 году «Демофонт» шел в Венеции с музыкой Мысливечкл, а в 1770 году — в неаполитанском те-

• Ф. Порри с 1774 по 1780 или 1781 год жил в Петербуге. где состоял в итальянской оперной труппе и выступал в концертах. Его приглашение в Россию могло быть связано с успешным выступлением в опер* Березовского.

* Стендаль. Жизнеописания Гайдна. Моцарта и Метастазно. Собр. соч. в 15-ти т.. т. 8. М., 1959, с. 86.

атре Сан-Карло с музыкой одного из крупнейших оперных композиторов того времени Никколо Йоммелли. Таким образом, Березовскому пришлось соревноваться с очень видными, и авторитетными мастерами.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">