смотреть на свое родное. Белинский отметил интересное содержание повести, а основную мысль нашел «прекрасной», хотя вместе с тем указал на ее серьезные художественные недостатки2. С исторической стороны в ней много произвольного и недостоверного. Чистым вымыслом является вся история любви Березовского н молодой итальянской певицы Матильды, описанная в обычных для Кукольника преувеличение романтических тонах с дешевым мелодраматическим привкусом.

Березовский до сих пор был знаком нам только как автор духовных сочинений. Имя его называлось рядом с именем Д. БорТНЯНСКОГО как одного из создателей НОВОГО стиля русской церковной музыки3. Но об опере «Дсмофонт» ничего, кроме самого факта ее постановки, не было известно.

'Кукольник Н. Сказка за сказкой, т. 4. I <■ 184-4. Об «том сочинении напомнила В. Васи на-Гроссман (см.: Васина-Гроссман В. Забытая повесть о русском музыканте.- «Советская м> • ■• ■ 1947. Д| 4).

* Белинский В. Г. Пат собр. соч. т. 8. М.. 1955. с. 151.

1 См.: Лебедев Н. А. Березовский и Бортнянскнй как композиторы Церковного пения Спб.. 1882. а также посвященные Березовскому страницы в общих трудах: Разумовский Л- Церкоино*- 1№ине в России. М.. 1867, с. 228—229: .Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. М.. 1900. с. 122-124.

Некоторые новые фактические данные о постановке оперы Березовского сообщил швейцарский исследователь Алоиз. Моозср, автор серии работ по музыкальной жизни России XVIII века. Моозеру удалось обнаружить состав участников-спектакли, в числе которых, впрочем, не было звезд особенно крупной величины.

Оперу молодого русского композитора с похвалой отмстила итальянская печать. Выходившая в Ливорно газета «Notizie de! Monclo» («Новости света») писала в номере от 27 февраля 1773 года: «Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо особенно отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовский, который соединяет живость н хороший вкус с музыкальным знанием»1.

У Моозсра мы находим также указание на то, что в библиотеке Флорентийской консерватории им. Керубини находится рукописная партитура четырех арий из оперы Березовского. В настоящее время в нашем распоряжении имеется ее фотокопия2.

Рукопись, которой располагает библиотека Флорентийской консерватории, представляется не подлинным автографом Березовского, а копией, причем сделанной не всегда достаточно тщательно: в ней встречаются очевидные описки и неточности. Арин переписывались по отдельности, по-видимому, для концертного исполнения. Каждая из арий снабжена самостоятельным титульным листом. Названии оперы на титуле нет. Сверху написано: «In Livorno. 1773». Далее ука-

1 MpOtir R. A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au_XVIII siècle, t. 2. Genève. 1951. p. 116. В той же газете от 16 ноября 1**3 г. сообщалось о постановке оперы «Демофонт» во флорентийском театре «Di vil del Commero» (на улице Коммеро). Хотя фамилия композитора н данном сл>чае не упоминаете*, можно с большим долей вероятности предполагать, что это была онера Ьерезовского. Тогда становится понятно, почему части его «Дечофонтаэ оказались в библиотеке Флорентийской консерватории. На m газетное сообщении обратил мое внимание Р. А. Моо.чер в личном письме.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">