Звание «академика композитора» являлось высшей степенью отличия для допущенных в состав академической корпорации; как правило, оно присуждалось лишь после ГШ пребывания в степени члена академик — певца (canlore) или исполнителя-инструменталиста (suonatore). Удостоенные этого высокого звання пользовались рядом привилегий, в частности они освобождались от каких-либо испытаний при приеме на должность капельмейстера во всех церквах, на которые распространялась юрисдикция римского папы.

Экзаменующимся на знание композитора предлагалась мелодия григорианского хорала для контрапунктической обработки по правилам строгого стиля. Несмотря па небольшой объем задания (работа Березовского состоит всего из 10 тактов), оно было отнюдь не легким. Леопольд Моиарг, сообщая своей жене об успехе их гениального сына, отмечал, что некоторые из испытуемых тратили три часа на написание трех нотных строчек'.

Березовский был первым русским композитором, принятым в члены Болонской академии. Через 14 лет. в 1785 году, этой же чести удостоился другой его талантливый соотечественник Е. Фомин.

Значительнейшим фактом творческой биографии Березовского явилась постановка его оперы «Дсмофонт» в Ливорно в карнавальный сезон 1773 года. По-видимому, эта опера была заказана ему в связи с пребыванием в ливорн-ском порту русской морской эскадры, участвовавшей в войне против Турции. Командовал эскадрой один из известных фаворитов Екатерины 11 граф А. Орлов, который считался любителем музыки (сохранились сведения о музицировании в его петербургском доме). Вполне вероятно, что именно у него появилась мысль о постановке онеры русского композитора в Италии. Этому могло способствовать и то. что среди офицеров возглавлявшейся им эскадры были родные братья Березовского. После подписания мира с Турцией в июле 1774 года эскадра была отозвана в Россию, и на борту одного из се кораблей вернулся на родину н Березовский.

Несмотря на высокое отличие, которым удостоила композитора Болопекая академия, и на успех его оперы, в Рос-

'•• • •" -.иг! отеки ног и болезненный вид» і і- ■ Ч. Мушкаль-ные путешествия. Л.. 1961. с. 92). Из-за плохого самочувствия Мартини не присутствовал и на ежегодном собрании Фнларыонкч<ч*кого обществ*.

' Aber! И. W. А. Mozart. 7. Aull, I- Teil. Leipzig, 1955. S. 160

сии Березовский не смог добиться сколько-нибудь заметного положении. Его зачислили в Придворную капеллу на скромную должность, явно не соответствовавшую его творческим возможностям. Это не могло не вызывать у него чувства горькой неудовлетворенности, хотя его духовные сочинения высоко оценивались современниками. 24 февраля 1777 года Березовский, не достигнув 32-летнего возраста, в ппипазке горячечного брела покончил с собой.

Трагическая смерть молодого талантливого композитора не вызвала никакого отклика, никого не взволновала, кроме разве немногих близких, родных и друзей. Лишь много позже начинает проявляться интерес к его личности, и вокруг имени Березовского создается легенда. Н. Кукольник беллетризировал его образ и жизненную судьбу в повести «Максим Созонтоинч Березовский» ', не лишенной известных достоинств. Писателю удалось верно показать трагизм положения русского музыканта, находящегося в рабской зависимости от аристократических меценатов и чиновников, привыкших СЛеПО ПОКЛОНЯТЬСЯ ВСЄИУ ННОСТраННОМу И СВЫСОК'1


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">