1 К у л а к о в а Л. И. Просветительство п литературные направления XVIII иска.— В кн.: Проолс-иы русского Просвещения в литературе XVIII века. с. 167.

1 Как указывает П. Н. Берков. «только «Путешествие и» Петербурга-в Москяу». как произведение революционное, стонт по силе своей идейности опереди комедий Фонвишна, Капниста. Лукина. Крылова, комических опер Попова и Аблееимова» (циг по нк.: Русская комедия и комическая опера XVIII века. Редакция текста и вступительная статья П. II. Беркова. М—Л. 1950. с. 5).

рииатсльиом свете, обусловливало передовое идейно-художествен нос значение этого нового для русской драматургии жанра.

В отличие от клаееицнетской комедии комическая опера с самого начала определяется как произведение «среднего рода», соединяющее собственно комедийное начало с трогательной чувствительностью. Известный в свое время литератор, драматург и либреттист В. А. Левитин относил ее к типу сочинений «смешанных из смеха и жалости»'. Двойственная природа комической оперы находит отражение и в ее музыкальном языке, источники которого были весьма разнообразными. Русские оперные композиторы XVIII века черпали мелодический материал и в народной песне, и в родственных их произведениям жанрах итальянской н французской оперы, и в нежно-«воздыхатсльной» чувствительной мелодике лирической песни романсного типа. Наряду с остро очерченными комедийными музыкальными характеристиками и проникнутыми ярким национальным колоритом жанровыми сценами, мы находим у них эпизоды, впечатляющие своей взволнованной сентиментальной патетикой, а иногда и драматизмом.

Подводя итоги сказанному, надо еще раз подчеркнуть опасность чересчур прямолинейного использования общих стилевых определений, приводящего к схематизму и нивелировке живого многообразия художественной действительности.

Особенностью того исторического этапа, на котором закладывались основы национальной композиторской школы в России, было обилие и пестрота стилистических течении, между которыми не всегда можно установить вполне четкую границу. Разные тенденции могли совмещаться не только в творчестве одного композитора, но даже в одном и том же произведении. Не все эти течения оказались исторически одинаково пенными и плодотворными. Одни из них имели преходящее значение и сравнительно быстро сошли со сиены, Другие же, непрерывно углубляясь и обогащаясь, надолго определили развитие русской музыки. На данной стадии еще не мог быть достигнут тот высокий синтез, которым определяется стилистическая зрелость и законченность творчества как отдельного художника, так и целого направления или

■ те-/ *Ч предисловия к либретто оперы «Мнловзор и Прелсста». М., ■'о/, с. 5.

школы в искусстве. Осваивая новые жанры, формы и композиционные средства европейской музыки своего времени, переосмысливая их в соответствии с содержанием, взятым из своей национальной действительности, и соединяя с мелодическими и структурными закономерностями родной им народной песни, русские композиторы XVIII века подготавливали почву для создания отечественной музыкальной классики. Завершить эту работу было суждено другим, более поздним поколениям.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">