Реализм русской комической оперы был еще незрелым и ограниченным, проявляясь по преимуществу в сфере бытового, жанрово-характерного. Один из первых исследователе:! русской оперы XVIII века А. С. Рабинович справедливо обращает внимание на то. что в музыке ее авторов «драматическая взволнованность и фольклоризм являются несовместимыми»7. В лучших своих оперных произведениях композиторам уданалось достигнуть яркого жизненного правдоподобии, реалистической остроты н меткости н обрисовке комедийных персонажей, сочной и красочной передачи бытовою фона (например, сцена девншннка и картина о Петербургском Гостином дворе в опере Матннского - Пашкевича «Как поживешь, так н прослывешь», хоры в «Ямшиках на подставе» Фомина). Но образы благородных персонажей, большей частью страдающих н несправедливо гонимых, как правило, слабо индивидуализированы и несколько ходульны. Если драматург и композитор стремились наделить крестьянские персонажи глубокими, сильными чувствами, углубить ■х психологическую характеристику, то язык действующих лиц утрачивал жанровую и национальную определенность, становился нейтрально-обобщенным по интонационному строю и лексике. Это относится не только к такому произведению, как «Розана и Любим», где слабая н бесцветная музыка

* Л. И. Тимофеев, говоря о нарастании реалистических тенденций в русской литературе последней трети XVIII века, укашаает две основные мини, по которым шло становление и развитие раннего русского реализма: «Это. во-первых, резкое обличение дворянства... Во-вторых, новое реализме 70-х годов — это правднпое изображение гнможеиня крестьянства* (Тимофеев Л. И. Реали1м в русской литературе XVIII века— В км : Проблемы реализма в русской литературе XVIII века. М-Л.. 1940. с 59).

'Рабинович А С. Русская онера до Глинки. М. 1948. с. М.

И. Керцслли находится нередко и крнчашем разладе со смелой антикрепостнической пьесой П. И. Ииколсва, по, например, и к одной из лучших русских опер XVIII пека «Несчастье от кареты», принадлежащей перу двух виднейших деятелей национального музыкального театра и России-драматурга Я. Б. Княжнина и композитора В. А. Пашкевича.

В этом проявлялись не вполне еще изжитые черты эстетики классицизма, впрочем, присущие н творчеству многих художников-сентименталистов. Конкретно-жанровое н общечеловеческое представлялись как две различные сферы: первой из них соответствовало комическое, второй —возвышенно-трагическое или трогательно-чувствительное. Эта двойственность была полностью преодолена в русской музыке только Глинкой, который, по крылатому выражению В. Ф. Одоевского, сумел «возвысить народный напев до трагедии*.

Областью музыкального творчества, в которой сентиментализм получил наиболее полное и законченное выражение, была камерная вокальная лирика. Но тенденции сентиментализма проявляются н в онере, и в ряде инструментальные произведений русских композиторов. По замечанию одного из советских литературоведов, «задолго до «Бедной Лизы» авторы опер доказали, что крестьяне и крестьянки любить умеют»1. Сближение русской онеры с повестью П. М, Карамзина, представляющей собой классический образ сентиментализма в русской литературе, подчеркивает и ограниченность присущих первой социально-критических элементов. Следует, однако, заметить, что комическая опера, выросшая на почве демократической просветительской идеологии, была во многих отношениях гораздо радикальнее дворянского сентиментализма Карамзина'. Уже одно то. что главными героями ее становились обычно люди из народа, наделенные сильными, глубокими чувствами, умом и находчивостью, а представители дворянского сословия изображались в от-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">