Показательно н то, что И. Е. Хандошкин культивирует форму скрипичной сонаты соло в последних десятилетиях XVIII века, когда на Запале она была уже почти забыта и вышла из творческого обихода композиторов. Сонаты Хан-Дошкина имеют мало общего с барочной сольной сонатой баховского периода. По фактуре и характеру тематизма они гораздо ближе к таким образцам раннего классицизма, как Дивертисменты для скрипки соло Яна Стамица или сольные скрипичные сонаты немецкого композитора Ф. В. Руста, сочинения которого, высоко оценивавшиеся современниками, были известны и в России.

Конкретный характером тех задач, которые выдвигались перед русской музыкой общим историческим ходом развитие национальной культуры, определялось и предпочтение, оказывавшееся тем или другим жанрам творчества. Так. в 70-х годах XVII! века с успехом шли па итальянских оперных сцепах произведения М. С. Березовского, Д. С. Бортнянско-го. П. А. Скокова в жанре séria, но на родине их авторов эти оперы не вызвали никакого отклика. Зато комическая опера, основанная на сюжетах из русской жизни, на мелодиях русской носин, расцветает пышным цветом и становится одним из любимейших видов театрального искусства. Причиной се огромной популярности было то, что она давала возможность выразить протест против разнузданного крепостнического произвола (хотя бы и в смягченной, завуалированной форме), показать живые, реальные образы простых людей из народа, отвечая тем самым на запросы передовой части русского общества. Именно поэтому она привлекала к себе такое внимание н многих видных русских драматургов и талантливейших отечественных музыкантов.

Образный строй русской комической оперы, ее «простонародная» лексика, характеристики действующих лиц—все это находилось в резком противоречии с эстетическими нормами классицизма. Не случайно защитниками последнего с таким раздражением была встречена опера писатели А. А. Лблсснмова с музыкой M. М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват», значение которой часто сравнивалось с ролью «Деревенского колдуна» Руссо в утверждении французской opéra comique. Эта в общем непритязательная, простая н легкая пьеса вызвала целую бурю в литературном и артистическом мире. В одном из журнальных откликов на нее--сатирической «Оде похвальной автору .Мельника»-либреттисту предъявлялся упрек в отступлении от правил «хорошего вкуса», установленных крупнейшими авторитетами французской и итальянской классицн-< ц-Kofi оперной драматургии — Кино и Метастазио. Пародируя нарочито сниженный и опрощенный язык действующих лиц «Мельника», автор «Оды похвальной» писал:

Своею оперой прекрасной

Кииольду дал ты тулумбас '

Н Метаетазня» ужасный

Ты его отвесил раз.

■ Тулумбас — старинный русский музыкальный инструмент типа литавр. В перекосном смысле о ж а чает удар. наносимый кому-либо

Несмотря на то. что обличительная направленность «Мельника» смягчается водевильным характером комедийной интриги и примиряющей развязкой, в пьесе Аблесимова есть и ироническое отношение к сословной дворянской спеси, и явная симпатия к персонажам из крестьянской среды. Это позволяет рассматривать ее как одно из произведений, находящихся в русле формирующегося просветительского реализма Музыка же «Мельника», основанная в большей своей части на подлинных мелодиях народных песен, способствует жизненности характеристик и сочной, колоритной обрисовке крестьянского оыта.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">