-а^5а*РП°.? ГпНи Ое||0м>м »опросн изучения русского просвети-«?саЬ Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII веМстью3^-"*^^^""''- касавш»*с* музыки, исходил и большей *УР^1ИС™™ п^Ф^сноналовмУэыкант<>*- ■ от деятелей литературы и гх» героического плана В этом жанре с наибольшей нашитой раскрылось дарование польского композитора Юл-фа Козловского, жившего и работавшего в Петербурге. Но деятельность Козловского в области музыкального театра в основном относится уже к началу Хм века. При этом его музыкальный стиль, как н характер тех драматических произведений, для которых ему приходилось писать музыку, содержит много элементов, чуждых классицизму и предвещавших наступление романтической эпохи'.

Нельзя всеиело отнести к сфере классицизма и творчество Л- С. Бортнянского. хотя ряд признаков классическою стиля несомненно свойствен его музыке. Если у Козловского классическая строгость и возвышенность образов соединяется с мятущейся романтической страстностью, то духовная лирика Бортнянского, окрашенная в мягкие чувствительные тона, во многом родственна сентиментализму. Вместе с тем хоровые концерты и другие произведении Бортнянского всегда сохраняют присущую классицизму стройность, законченность и уравновешенность формы2. Часто слышащиеся в его музыке мелодические обороты украинской городской песни (особенно близкой композитору как украинцу по национальности) и других бытовых жанров ланы в облагороженном, сублимированном виде, как бы приподнятом над уровнем житейской обыденности.

Связи русской музыки с зарубежным музыкальным искусством становятся и Конце XVIII пека значительно более широкими и свободными, чем в период партесного многоголосия. Онн не ограничивались какнм-либо одним направлением или одной определенной областью творчества. Представители молодой русской композиторской школы были образованными профессионалами, находившимися в курсе новейших музыкальных течений времени. Однако из всего разнообразия н богатства кочнознцнонно-стнлнстнчсских средств, форм и жанров западноевропейской музыки они отбирали то. что наиболее соответствовало стоявшим перед ним задачам. Этот выбор был в известном смысле ограничен. Но опреде-

* См.: Л .• в i и; ' к .1 О. Е Козловский и русские классицизм—В ки : .Мичеа anliqua I uгирле nnemah» Acta «îentiijej 3. Bydgosici. 1972.

1 О чертах классического сонатно-с им фонического цикла а построении концертов Ьортняжкого см.: Скребков С. Бортнянский. — мастер ■Мвшт хоровою концерта.—■Ежегодник Института истории искусств».

лилось это не отсутствием у них достаточных профессиональных возможностей, в общими условиями развития русской музыки. По характеру средств и приемов музыкального письма творчество русских композиторов последней трети века стоит на уровне «раннего европейского классицизма. Принципы «высокой) класситима» мастеров венской классической школы не иоглн быть ими всесторонне освоены, не* смотря на то, что некоторые произведения .Моцарта становились известными в России уже п 80-х годах этого столетии, а Гайдн был одним ш самых любимых и почитаемых композиторов. Важнейший историческим завоеванием венской классической школы являлось утверждение симфонизма как метода художественного обобщения в музыке. Представители же русской композиторской школы делали только первые шаги в овладении этим методом, открывшим перед музыкой новые широчайшие возможности передачи реальных жизненных конфликтов и сложных, многоохватных идейных концепций. Отдельные задатки симфонического мышления содержатся в оперных увертюрах и других инструментальных формах театральной музыки Пашкевича, Фомина, Бортнянского. Наиболее развитые элементы симфонизма мы находим а «Орфее» Фомина, где они проявляются не только в развернутой по масштабу, драматически напряженной увертюре, но и в соотношении частей целого н последовательном проведении группы основных тематических элементов через вес произведение. Однако и здесь приемы тематическою развития и построения музыкальной формы, которыми пользуется композитор, имеют больше сходства с образцами раннего европейского симфонизма середины XVII! века, чем с зрелым творчеством Гайдна или Моцарта. Сказанное следует отнести н к сонатам и камерным инструментальным ансамблям Бортнянского.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">