П. Н. Верков выдвинул понятие «посткласенцнзма» как такое определение, которое позволяет охватить всю группу гт« только к творческим иапряш-инячн середины и второй половины XVIII века. Иногда оно отождествляется с понятиен «венской классической школы» на ее высшей ступени развития, связанной с именами Гайдна, Моцарта н Ьстхивена. Другие исследователи включают ■ категорию музыкального классицизма и исторически предшествовавшие ей течении, противопоставляя «высокому классики 1м у» «ранний классицизм» и «предклассицизм». в которых подготавливались н формировались отдельные мененты зрелого классического стиля. Начиная с Г. Адлер», многие ученые указывали на прямую свя*ь классического стиля • музыке с идеями Просвещения

1 Между советскими литературоведами до енх пор ведется спор о стилистической характеристике того периода в истории русской литературы, который приходит на смену зпохс ► ... ...I. -мл. как господствующей эстетической системы Различные точки зрения иа >тот предмет были отражены и докладах и выступлениях на дискуссии по попрекам русского проетщгннн и литературе XVIII века, состоявшейся в Институте русской литературы Академии наук СССР (Ленинград) в октябре 19к9 г. Материалы дискуссии напечатаны и кн. Проблемы русского Просвещения я литературе XVIII века. М.—Л. 1961. См. такай: Макого иен ко Г. Русское Просвещение и литературные направления XVIII века—«Русская литература». 1959. М 4.

литературных явлений, связанных с русским просветительством. «Здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантнзма. Было бы, однако, ошибкой прямолинейно назвать это многообразие стилистических нскаинй каким-нибудь одним термином, например, сентиментализмом»*.

В русской музыке последней трети XVIII века ясная дифференциация отдельных течений еще более затруднена, так как она уступала литературе по зрелости осознания своих задач, критическая мысль была в ней пока слабо развита *. Стилистические направления в музыке зачастую ешс недостаточно оформились, не вылились в определенную спетому творческих и эстетических принципов. Элементы классической образности несомненно присутствуют в творчестве таких компотторов. как Березовский, Фомин. Пашкевич. Ьорт-нянский. но классицизм как законченная, всеобъемлющая система, с твердо установленными образными сферами, строгой регламентацией выразительных средств и форм воплощения, остался им чужд. Это нагляднее всего проявляется в соотношении различных жанров. Так, трагедийный жанр, которому принадлежало безусловно доминирующее и первенствующее место в классической жанровой иерархии, представлен у русских композиторов только отдельными, особняком стоящими произведениями. Таким уникальным для своего времени, не находящим себе аналогии явлением был «Орфей» Е. И. Фомина. Но н в этом произведении классицизм представлен далеко не в «чистом» виде, а в соединении с ярко выраженными сентнменталнетскими и предроман-тическими элементами. Сам по себе «смешанный» жанр мелодрамы, созданный Руссо и достигший высокого развития в творчестве чешских и немецких композиторов, примыкавших к движению «бури и натиска», не укладывается в рамки строгих классических канонов. Уже на исходе XVIII века в русском музыкальном театре приобретает большое значение жанр «трагедии с музыкой», до известной степени компенсировавший отсутствие национальной оперы «высоко-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">