В 1930 году Ю. Келдыш окончил теоретико-композитпр-скнй факультет по классу М. В. Иванова-Борецкого и был оставлен в аспирантуре. Одновременно началась его педагогическая деятельность на специальныл и общих курсах Московской консерватории. Много времени и сил он отдавал работе в периодической прессе и просветительской работе на радио.

Время, когда молодой музыковед вступил на самостоятельный путь профессионала, было едва ли не самым трудным этапом в истории советского искусствознания. Борьба за овладение марксистско-ленинской методологией к концу 1920-х годов приобрела острые, противоречивые формы. Большой ушерб искусствознанию нанесла вульгарно-социологическая тенденция общеисторической науки, проявившаяся в деятельности М. Н. Покровского и справедливо осужденная впоследствии в партийных документах.

Нездоровая обстановка создалась и в музыкальных кругах. В деятельности РЛПМ все резче проявлялась левацкая направленность, близкая пролеткультовским установкам. Выдвигая идею массового, пролетарского искусства, молодые деятели Ассоциации упрощенно решали эту задачу. Не отрицая в теории значения классики, они практически отвергали многих великих композиторов, «классово чуждых» пролетарской идеологии. В порыве борьбы с «мещанскими вкусами» забывалось, зачеркивалось то, чем жили многие поколения русских людей, что волновало сердца современников Глинке и Пушкина. Чайковского и Толстого. Рахманинова и Чехова, Рубили с плеча н многое у современников, в том числе у молодого Прокофьева, недостаточно вдумываясь в диалектику искусства, в сложные причины творческой эволюции художника. Присущие Ассоциации директивные тенденции не замедлили сказаться в музыковедческой прессе, в органах РЛПМ — журналах «Пролетарский музыкант» и «За пролетарскую музыку», активное участие в которых принимал Ю. В. Келдыш.

А в то же время жизнь настойчиво предъявляла свои требования и. вопреки борьбе группировок, прокладывала путь к подлинно научному музыкознанию. Оценивая этот период много позднее, уже в послевоенные годы, один из авторов коллективного труда «История русской советской музыки» правильно констатировал: «Решающий водораздел в советской музыке тех лет проходил отнюдь не там, где его видела та или иная группировка, а там. где новое в сознании людей, в их творчестве боролось со старым, отживающим. Новые творческие явления, здоровые прогрессивные тенденции музыкальной культуры ломали рамки группировок. Поднимались молодые творческие кадры, перестраивались, перевооружались старые»

Огромную роль в этом процессе перестройки сыграли музыковеды старшего поколения, начавшие свою деятельность еще до Октября: Н. Ф, Фкндсйзен, Б. В. Асафьев. М. В. Ива-иов-БорсцкиЙ. В. В. Яковлев. К. А. Кузнецов, П. А. Ламм. Б. Л. Яворский. Своим личным примером, своей энтузиастической преданностью пауке они, действительно, воодушевляли творчески одаренную молодежь, поддерживали и развн-

1 История р>ссной советской музыки в 4*1 т.. т. 1. М.. 1957. с. 61.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">