1 Швейцарский исследователь Алонз Мооэер отмечает |7Й0 год как заключительную дату «эры opera séria в России» (AVooser R, А. Annales de la musique el des musiciens en Russie nu XVIII siècle, t. 2. Genève. 1951. p. 287). G этою времени жанр séria оттеснистсн в репертуаре придворного театра комедийными оперными жанрами

- Термин классицизм употребляется в различном историческом плане и потому требует уточнения. В нсторин литературы, театра, изобразительного искусства он применяется по отношению к широкому кругу явлений художественного творчества XVII. XVIII. а отчасти и XIX веков. Советские искусствоведы н литературоведы рассматривают классицизм как один п.) двух больших стилей, следовавших и ренессансом я спаивавшихся параллельно барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с последним (см.: Виппер Б. Р. Искусство XVII века н проблема стиля барокко.—В кн.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV— XVII веков. M.. 19С6. Вопросам барокко и классицнша в музыке посвящена статья T. II. Ливановой «Проблема стиля в музыке XVII века» п том же сборнике). На иной идеологической основе классицизм возрождается во второй половине XVIII века, в эпоху подготовки Великой французской революции, отражая идеи растущего антифеодального движении н в лучших своих образцах поднимаясь до открытого провозглашения революционных идеалов. Зтот просветительский классицизм отходит от строгой нормативности классицизма XVII века, отличаясь большей свободой в применении средств художественной выразительности. Ои не :толь однороден стилистически, вбирая в себя иенгиты различных других течений, но богаче ■ разностороннее по своему содержанию. В музыкальной историографии западных стран понягне классицизма трактуется более узко и примени

Эта молодая школа была родным детищем демократического русского Просвещения. Ее эстетические принципы сформировались под непосредственным воздействием новых те* ченин русской литературы и общественной ыыелн. отражавших подъем национальной культуры и рост антифеодального движения.

Идеология и эстетика просветительства нанесли решительный удар дворянскому классицизму с его рационалистической абстрактностью и условностью образон. Классицизм не был полностью преодолен и отвергнут: некоторые принципы классиинстской эстетики сохраняются и творчестве отдельных художников до конца XVIII века и дольше. Но они уже не имели такого всеобщего значения н часто проявлялись не самостоятельно, а но взаимодействии с элементами других художественных течений. Обилие н пестрота стилистических тенденций, сталкивавшихся и переплетавшихся между собой в русской литературе и искусстве второй полонины XVIII века, не даст возможности выделить какое-нибудь одно направление, как безусловно главенствующее н определяющее «стиль эпохи». По отношению к этому периоду русского искусства следует говорить не столько об устойчивых определившихся стилях, сколько об ОСНОВНЫХ линиях развития


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">