Русская музыка лолыие, чем другие области отечественной художественной культуры, сохраняла зависимость от Иерквн. Хотя стиль партесного многоголосия по своей эстетической направленности являлся уже в значительной степени секуляризованным. НО произведения этого стиля создава лись па религиозные (хотя и не всегда канонические) тексты И предназначались прежде всего для исполнения в церкви. Отдельные исключения не колеблют этого общего положения. Вплоть до последней трети XVIII века церковная музыка оставалась единственной формой профессионального творчества русских композиторов. Только в 70-х годах этого столетня формируется национальная композиторская школа, представители которой свободно проявляют себя в различных жанрах театральной, хоровой, камерной, вокальной и инструментальной музыки.

Новые формы светского музицирования, проникавшие в Россию уже в XVII веке и более широко распространяющиеся со времени реформ Петра I. обслуживались почти исключительно иностранными музыкантами. Среди последних не было фигуры, аналогичной, например, Б. Растрелли в архитектуре. Если многие видные иностранные зодчие, оседая в России, настолько проникались духом ее культуры, что становились русскими по характеру своего творчества, то их музыкальные коллеги оставались в общем далекими и чуждыми коренным интересам русской действительности. Использование мелодических оборотов русской народной песни или сюжетов, допускавших соответствующие «аллюзии», не шло у них в большинстве случаев дальше поверхностного угождения вкусам заказчика. Деятельность итальянских оперных композиторов в России (а среди них были такие крупные фигуры, как Бальдассаре Галуппн, Томазо Траэтта. Джованнн Паи-зиелло) несомненно удовлетворяла определенным историческим потребностям русской культуры и подготавливала почву для нового подъема национального музыкального искусства с конца XVIII века — хотя бы уже потому, что она способствовала воспитанию и росту коренных русских музыкальных кадров. Но в собственном творчестве эти иностранные мастера не выходили за пределы общих стилистических норм европейской музыки того времени. Итальянская opera séria, которая занимала господствующее положение на русской придворной сцене в течение почти полувека —от 1736 года, когда при дворе Анны Иоанновны была поставлена опера Франчсско Араня «La forza dcU'amore е dell'odio», до начала

80-х годов1, не пустила корней па русской почве, оставшись по существу искусственным растением. Не получила широкого резонанса н попытка А. II. Сумарокова создать свой русский аналог классицнсгской оперы итальянского или французского типа. Его оперные либретто «Цсфал и Прокрис» и «Альцсета», к которым была написана музыка итальянцем ф. Арайя и немцем Г. Раупахом, более показательны для литературных тенденций середины XVIII века, чем для русской музыкальной культуры того же периода.

Отмеченная историческая запоздалость русской музыки, ее длительно сохранявшаяся зависимость от религиозного культа определили некоторые особенности протекавших в ней стилистических процессов по сравнению с другими областями художественного творчества. Прежде всего это заключалось и том, что русская музыка миновала период классицизма, аналогичный литературному классицизму 30-х— 50-х годов. К тому времени, когда начинает складываться новая национальная композиторская школа, классицизм уже утрачивает свои господствующие позиции в русском искусстве, за исключением разве только архитектуры2.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">