1 Дилеикнй противопоставляет понятия концерта итальянским терминам tutti, ripieno. Поскольку выделялись не отдельные голоса, а партии хора, о солировании в собственном смысле слова в партесном концерте не представляется возможным говорить.

1 Разделение на отдельные четырехголосные хоры происходило только н некоторых эпизодах кониерта. где они вступали последовательно, одни за другими. Иногда это обозначалось специальным указанием: «покорно».

1 Это не исключало использования авторами партесных концертов таких общих музыкально-конструктивных принципов, как репризноегь, рондообразность и т. п. (см.: Протопопов Ii. Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора второй половины XVII — начала XVI11 века. — В кн.: Miisica antiqua Епгорае orientait*. Acta scientiМногоголосие партесного концерта подчинялось в основном гармоническому началу, приемы полифонического письма занимают в нем подчиненное место. Тем не менее крупнейшие мастера этого жанра обнаруживают высокий уровень владения полифонической техникой. В произведениях В. Титова, Н. Калашникова и других авторов широко применяются различные виды имитаций, каноны, нередко двойные, тройные и даже четверные. Полифонизация фактуры вносит не только чисто внешнее разнообразие, но и столь характерный для барокко элемент движения, устремленной динамической энергии.

Несмотря на очевидные связи с пышным барочным многоголосием западных стран, стиль партесного концерта представляет собой а целом своеобразное и неповторимое явление, полной аналогии которому мы не найдем нигде, помимо России и Украины. Заимствованное, воспринятое извне было переработано и переосмыслено в соответствии с традициями и особенностями своей отечественной музыкальной культуры. Прежде всего это выразилось в исключительно высоком владении хоровым письмом, умении достигнуть средствами одной хоровой звучности полноты, разнообразия и яркости красок. Многие концерты рассчитаны на певцов, обладающих виртуозной вокальной техникой, и позволяют тем самым судить об уровне хорового исполнительства о России того времени.

Черты национального своеобразия проявляются и в мелодике партесного концерта, в которой тесно переплетаются элементы «своего» и «чужого». Если свойственные ей обороты инструментального типа и нейтральные по выразительности «общие формы движении» в одинаковой степени характерны как для российского, так и для западного музыкального барокко XVII века, то наряду с ними в концертах слышатся и типичные интонации канта и народной песни. Особенно явственно улавливаются они в «концертирующих» эпизодах, близких канту и по характеру изложения. Однако черты простой, непритязательной напевности, коренящейся в демократических жанрах бытовой музыки, бывают свойственны и туттийным разделам.

Пса 3. Вуо^онгсг, 1972, а также: Музыка на Полтавскую по-беду. Составление публикации, исследование и комментарии Вл. Протопопова.— В серии: Памятники русского музыкального искусства, шп. 2. М„ 1973).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">