1 Г1 о з д нее в А. В. Псснн-акростих и Германа,— В кн.: Труды отдела Древней русской литературы Института русской литературы АН СССР, т. М. т.—Л.. 1958. О музыке кантов Германа см очерк «Ранний русский кант» в настоящем издании.

ра такого масштаба, как Василий Титов, поражающий своей необычайной творческой плодовитостью, богатством фантазии и высокоразвитой техникой многоголосного хорового письма. Их произведения становились широко популярными как в России, так и на Украине. Стилистически трудно установить какие-либо существенные различия между творчеством русских и украинских композиторов. Это был единый стиль русско-украинского или украинско-русского хорового многоголосия, в создание которого внесли вклад представители обоих братских народов. Возникнув на Украине в начале XVII века (а может быть, и несколько раньше), этот стиль достиг своего расцвета в конце того же и начале следующего столетия одновременно в двух крупнейших музыкальных центрах объединенного Российского государства — Киеве и Москве.

«Концертность» как композиционный принцип является одним из основополагающих стилистических признаков барокко в музыке. .Некоторыми исследователями выдвигалось понятие «концертирующего стиля», как равнозначное музыкальному барокко. В широком смысле это понятие противостоит линеарному полифоническому мышлению нидерландской школы, занимавшей ведущее положение в европейской музыке эпохи ренессанса. Первоначальное значение терминов «концерт», «концертирующий стиль» связано с возникающим во второй половине XVI века типом многохорной монументальной композиции, создателями которого являлись венецианские мастера Андреа и Джованни Габриели. На первый план здесь выступает красочное воздействие противостоящих друг другу или сливающихся воедино больших звуковых масс, а не тщательная, детальная разработка полифонической фактуры, складывающейся из отдельных, самостоятельных по значению и равноправных голосов. Именно этот тип произведений наиболее соответствует обшим определениям барокко, даваемым обычно в искусствоведческой литературе'.

Свое дальнейшее развитие он получил в творчестве группы композиторов римской школы, которые доходили в стрем-

1 Па что указывает, в частности. Гвидо Адлер: «В противовес высокому ренессансу и одновременно с ним — новый стиль всегда развивается кз другого — выдвигается на первый план днхорное. многохорное, стремящееся к каюр нети ческой насыщенности <с акустически-перспективной нюансировкой и выравнивающимн переходами)—параллель к барокко в изобразительных искусствах» (Adler G. Handbuch der Musikgeschichte. 2. Aull. Bd. I. Berlin, 1930, S. 70).

леинн к монументальному величию и грандиозности впечатления порой до гиперболических масштабов. Это направление распространяется в XVII веке и за пределами Италии —в Австрии, южных областях Германии, Польше. Некоторые его черты находят своеобразное преломление и в русском и украинском партесном концерте1.

Русские композиторы восприняли этот стиль не непосредственно из первоисточника, а от польских (отчасти, может быть, немецких) мастеров. Однако они не были лишь робкими учениками и подражателями этих последних, как утверждал А. В. Преображенский. Их сочинения свидетельствуют не только о достаточно свободном и уверенном владении техникой многоголосного хорового письма, но и об известной творческой зрелости и самостоятельности мышления. Сравнивая хоровые концерты В. Титова или Н. Калашникова с произведениями виднейших представителей польского барокко — Марцнна Мельчевского, Янека Ружицкого2, мы находим между ними при общности некоторых приемов также и существенные различия.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">