Как синтетический словесно-музыкальный жанр, кант должен рассматриваться во взаимодействии обоих составляющих его элементов. Однако связь музыки с текстом в канте не всегда была достаточно прочной н органичной. Один и тот же напев мог соединяться с текстом не только различного содержания, но и разной жанровой принадлежности, переходя буквально или с небольшими изменениями •из духовного канта в торжественно-панегирический н любов-

' Лихачев Д. С. Барокко и его русский вариант XVII век*. -■ Русская литература». 1969. М 2. с. 43.

1 См.: Перетц В. Театральные »ффекты на школьной сцене я Киеве и Москве XVII и начала XVIII вв — В кн.: Старинный спектакль я России Л.. 1928. Интересно указание исследователя на то. что «авторы—я за ними и режиссеры часто комбинировали зрительные и звуковые чффск-ты. Порою они были неразъединимы, как. например.— блистание молнии и гром, появление: ангелов н лейие» (тан же, с. 93).

' Таковы, например, канты из «Рождественской драмы», приписываемой Дмитрию Ростовскому (см.: Ливанова Т. Очерки н материалы по истории русской музыкальной культуры М. 1938. с 171 — 176).

ный или шуточный. Реже, но встречаются одинаковые тексты с разными напевами. Есть, конечно, и такие образцы, в которых выразительный строй музыки хорошо соответствует .характеру поэтических образов. Но н общем соотношение слова и музыки в канте было подвижным и неустойчивым. Показательны в этом смысле канты монаха Воскресенского монастыря Германа — одной из любопытнейших личностей в русской культуре XVII века, разносторонне одаренного и широко образованного по тем временам человека, напоминавшего многообразием своих интересов и способностей тип людей эпохи Возрождения '. Есть основания полагать, что Герман был одновременно и поэтом и композитором, сочиняя сам музыку к своим стихам. Однако текст и музыка его кантов стилистически разноплановы. Чрезвычайно сложная, изощренная стихотворная структура их типична для тех форм, которые приняло барокко в русской виршевой поэзии с ее пышной велеречивостью, высокопарностью лексики, затрудненностью синтаксического строя. Музыкальное же строение кантов довольно элементарно и не отступает от традиционной для этого жанра строфической формы с неизменно повторяющимся периодом квадратного типа. Если можно говорить в данном случае о каком-то соответствии музыки тексту, то лишь в самом общем плане. Мелодика кантон Германа, соединяющая черты народной песенности с поиев-ками знаменного распева, отличается величавой широтой, строгостью и торжественностью выражения.

Наиболее ярким и законченным выражением русского музыкального барокко явился партесный хоровой концерт. Присущая ему монументальность фактуры, красочное и выразительное использование темброво-динамнческих контрастов, цветистый орнаментальный рисунок переплетающихся мелодических линий — все это очень напоминает стиль богато декорированных, многоцветных сооружений барочной архитектуры, возводившихся в последних десятилетиях XVII века » Москве н других русских городах. Если первыми своими успехами на русской почве партесное многоголосие было обязано украинским певцам и композиторам, то уже через ояно-два десятилетня выдвигаются коренные русские масте-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">