В музыке, как и в других областях художественного творчества, утверждение этого нового стиля и соответствовавшей ему системы эстетических понятий было связано с деятельностью украинских и белорусских мастеров, большое количество которых устремляется в это время в Москву, находя здесь широкий простор применению своих сил и знаний. Консервативные круги относились к ним с недоверием, так как. они были скомпрометированы в глазах ревностных защитников «древлего благочестия» своей близостью к католической Польше. Это обстоятельство в какой-то степени определило и позднейший взгляд на вторую половину XVII века, как на эпоху «умирания» древнерусского искусства 1 и рабского подчинения чуждым иноземным влияниям. Такую безоговорочно отрицательную позицию по отношению к новым течениям русской музыки этого периода занимали все старые исследователи церковного пения в России. Одни нз наиболее-образованных и широких по своим взглядам среди них — А. В. Преображенский писал уже в советские годы; «При полной пассивности в области музыкальной культуры русской церковно-певческон среды, при громадном ослаблении участия собственно народной стихни в строительстве церковной жизни, у нас водворился стиль, которому в церковном смысле нс могло быть никакого оправдания, который в музыкальном смысле не мог иметь никаких точек соприкосновения с основным характером коренного русского пения2.

Подобные взгляды представляются сейчас уже совершенным архаизмом. Современные историки русской музыки, живописи, архитектуры видят в искусстве второй половины XVII века новый прогрессивный этап развития отечественной художественной культуры. Влияния соседних славянских стран отнюдь не лишили русское искусство его своеобразия и самостоятельности, а лишь помогли оформлению того-нового, что вызревало и подготавливалось в его собственных недрах. «Чужое пришло и стало своим через поэзию Симеона Полоцкого, Кар иона Истомина, Сильвестра Медведева,. Андрея Белобоцкого, через канты, через придворный театр» проповедь, сборники переводных повестей, через «литературные» сюжеты стенных росписей, через Печатный приказ, че-

**

1 См.: Муратов П. Русская живопись до середины XVII в.—В кн.: ' рабарь И. История русского искусства, т. 6. М.. 1915.

■Преображенский А. Культовая музыка в России. Л.. 1924, с. 65-66.

рез появившиеся частные библиотеки и новую школьную литературу, через музыкальные произведения В. П. Титова и многое другое»

Наряду со стилистическим обновлением искусства происходил процесс обогащения его жанров и расширения общественных функций. Музыка —как вокальная, так и инструментальная—становится неотъемлемым элементом зарождающегося русского театра. Она занимала большое место и в первых придворных спектаклях, и в школьном театре XVII н начала XVIII века, служа одним из средств повышения силы и яркости воздействия театрального зрелища, придания ему большей красочности и разнообразия эффектов2. Это соответствовало усилниаюшейся роли музыки и барочном театре вообще. До нас не дошли нотные материалы той музыки, которая исполнялась в русском театре. Но о характере ее мы можем до известной степени судить по указаниям в самих текстах пьес. Так. в пьесах школьного театра встречается много хоров, по своему стихотворному складу близких кантам. Естественно допустить существование ана логичной близости в их мелодике н музыкальной фактуре При этом могли быть использованы уже известные, «ходовые» образцы, но бывали и обратные случаи, когда хоры из театральных пьес получали самостоятельную жизнь, входя в бытующий репертуар кантов3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">