проблема стилей в русской музыке xvii—xviii вековИзучение русской музыки XVII и XVIII веков с точки зрения теории стилей —одна из назревших, актуальных задач советского исторического музыкознания. До снх пор она не привлекала достаточного внимания исследователей. Вопросы; стилей в истории русской музыки затрагивались лишь бегло-н в самой обшей форме. Это до известной степени понятно' и коренится о объективном состоянии и уровне развития нашей науки. Для широких нсторико-стилистнческих обобщений необходимы надежная фактологическая и источниковедческая база, близкое знакомство с памятниками, умение их анализировать, давать им верную оценку и толкование. Между тем до недавнего времени целые пласты русского музыкального прошлого оставались почти неизвестными и наша представления о них носили порой весьма смутный и неопределенный характер. За последние годы разработка источников в области русской музыки XVII—XVIII веков значительно продвинулась. Многое еще предстоит здесь сделать,, но уже накоплен довольно большой материал, требующий своего осмысления как в специальном технологическом, так и в общем историко-культурном плане.

Проблемы стилен в русской музыке нельзя ставить вне связи с процессами развития национальной художественной культуры в челом и взаимодействия различных ее сторон. Однако и в таких областях, как история русской литературы и ИЗОбраЗИТеЛЬНЫХ ИСКУССТВ, УТИ Проблемы еще ПОЛНОСТЬЮ'

не решены, а иногда по-настоящему и не посивлсны, несмотря на то, что эти науки обладают значительно большим теоретическим багажом и более определившимися методологическими позициями, нежели история русской музыки. Так,, вопросы русского возрождения и русского барокко лишь сравнительно недавно стали предметом систематической на-• учной разработки.

В этих вопросах не существует единого сложившегося мнения и даже саман возможность применения данных понятий к русской художественной культуре подвергается-иногда сомнению.

По отношению к русской архитектуре и живописи термин, барокко входит в употребление начиная с 20-х годов. Это-находилось в связи с общим усилением интереса к русскому-искусству второй половины XVII века, художественная ценность которого несправедливо принижалась в прошлом '. Много позже возник вопрос о распространении понятия барокко н па область русской литературы. Специальная дискуссия о барокко и просвещении в литературе славянских народов на Международном съезде славистов в 1958 году вызвала оживленный интерес к этой проблеме у советских ученых2.

Особое значение барокко для русской литературы подчеркивает Д. С. Лихачев, отмечая, что это было первое литературное направление в России. Древняя русская литература, развивавшаяся в рамках единой, всеохватывающей системы мышления и миропонимания, по словам этого ученого, «не знает направлений вплоть до XVII века»3. В отличие от западных стран, где барокко не только следовало за возрождением, но и в большой мере вырастало из него, в России

1 См.: Барокко в России, под ред. проф. А. И. Некрасова. М.. 1926. В предисловии к этому сборнику утверждается, что барокко нвлнется «наиболее грандиозной проблемой» дли истории русского искусства. «Уже прошло то время,—читаем мы,—когда некоторые комплексы русского искусства (например, искусство Новгорода) превозносились, а другие порицались, как, например, вторая половина XVII века».


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">