1 К этому древнейшему памятнику любовной лирики обращались, это-видимом у. разные русские стихотворцы XVII века. В литературе известны переводы нескольких отрывков из «Песни песней», сделанные кннгохраннтелем. а затем справщиком Печатного двора Мардйрием Хомяковым (см.: Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вн. «Библиотека поэта». Большая серии. Л.. 19<0). Но тексты указанных кантов в «борнике ГИМ № 1743 не совпадают с переводами Хоникова и, вероятно, «(рннндлежат другому лицу.

3 Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII—XVIII веков, с. 26.

ных разновидностей этого жанра и ему оставались всегда свойственны черты известной стилистической двойственности. Нередко лаже в сборниках второй половины XVIII века стихи, говорящие о нежной н пылкой любви, о восторгах свидания или мучениях неразделенной страсти, соединялись с совершенно несоответствующими их образно-поэтическому строю мелодиями религиозных или официально-торжественных кантов'.

В этом проявляется историческая «межеумочность» самого жанра как продукта переходной эпохи, когда безраздельное господство религии над умами и душами людей уже пошатнулось, но свободное светское начало еще не восторжествовало в жизни и во взглядах на мнр. Церковь брала «на вооружение» некоторые элементы новой гуманистической культуры для того, чтобы укрепить свое влияние на массы. Этой цели должен был служить и духовный кант, сознательно противопоставлявшийся иногда «мирской» народной песне2. Однако кант не мог заменить и вытеснить народную песню, которая продолжала быть любимой в разных слоях населения. Народная песня и кант бытовали одновременно и параллельно, соприкасаясь между собой и частично влияя друг на друга, но не утрачивая при этом своих особых, характерных признаков. Кант не сливался с песней фольклорного происхождения ни стилистически, ни по содержанию. С течением времени в нем происходили известные изменения: обогащалась тематика, появлялись новые образы, до известной степени обновлялся поэтический и музыкальный строй. Но эта эволюция совершалась медленно и в ограниченных пределах. Основные стилистические признаки канта оставались теми же самыми.

Уже в середине XVIII века языковый и интонационно-мелодический строи канта производил на многих впечатление-архаизма и устарелости. Этим объясняются резкие нападки на него со стороны А. П. Сумарокова — создателя лириче-

1 Си. любопытный пример соединения одного напева с несколькими различными по содержанию текстами в кн.: Ливановз Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, с. 260—263.

* С Полоцкий писал, обращаясь к читателям «Рифм от вор ноЛ. псалтыри»:

Миряне, песни мира оставляйте. Вместо нк псалмы богу воспевайте. Овы бо ум тлят, души погубляюг, Сии ум злравят и души спасают.

•ской песни классицистского типа в русской поэзии. Возникший на рубеже двух эпох кант соединял в себе старое и новое, консервативное и передовое, подготовив некоторые из видон искусства, развившихся в более позднюю историческую пору, но как целое уступив место другим жанрам н формам. В этом смысле характерны самая его пестрота и стилистическая разнородность, эклектическое смешение различных по •своей художественной природе элементов. Именно в сфере канта осваивались, проходили проверку и испытание разные шнтонацнонные системы и типы мелодического мышления, как свои, «исконно» русские, так и заимствованные извне. Время произвело соответствующий отбор, утвердив одно и ■отбросив другое. Ни в одной иной области этот процесс нельзя наблюдать с такой наглядностью и полнотой, как в канте. Вот почему изучение его столь важно и необходимо для понимания того большого перелома в русской музыкальной культуре, который наступил во второй половине XVII вежа, но завершился и принял ясные, законченные формы лишь к середине следующего столетия.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">