Другое влияние шло со стороны замечательного музыканта и педагога, ученика С. И. Танеева Николая Сергеевича Жиляева. Не будучи историком в строгом смысле слова. Жилясв обладал редкой чуткостью в вопросах музыкального стиля. Талантливый композитор и пианист, он поражал всех феноменальной памятью и знанием музыкальной литературы самых различных эпох, национальных школ н направлений. Ученик Н. С. Жиляева. профессор Московской консерватории Е. К. Голубев рассказывает: «В одном лице он совмещал в себ,о учителя по всем дисциплинам. Он преподавал полифонию, гармонию, инструментовку, формы и свободное сочинение, — и все это в связи с общей историей искусств»1.

Занимаясь с Жнлясвым по гармонии и гармоническому анализу. Ю. Келдыш сразу же оценил у своего учителя глубокую эрудицию стилиста. Во время уроков Николай Сергеевич не ограничивался исправлением домашних заданий, но придирчиво интересовался и другими работами своих учеников, их чтением, посещением концертов, успехами в классе фортепиано. «Что играешь? Какой опус? В какой редакции?» - - спрашивал он студента и тут же высказывал свои замечания о данном сочинении, его интерпретации, его трактовке. Работая обычно по вечерам, он собирал, как правило, всех учеников своего класса и делал их активными соучастниками этого своеобразного семинара. Удачные композиторские работы, аналитические разборы, рецензии и даже относительно крупные музыковедческие очерки прочитывались тут же и вызывали живой обмен мнениями. Эти часы занятий у Н. С. Жиляева. «от шести до десяти», в спокойной об-

1 Кг-.,.- Ю. М В. И на но в-Боргов и А. с. 102—103 'Голубе! Е. К. Н. С Жи— В кн: Выдающиеся деятели теоретнко кочпоштпрского факультета Московской комсгрвнторнн. с. 61.

становке уже затнхающи* классов консерватории, навсегда остались в памяти его учеников.

Любопытно, что именно Н. С. Жилясву довелось быть «крестным отцом» первой серьезной музыковедческой работы Ю. Келдыша и со всей категоричностью наставить его на путь музыковеда-историка. В 1928 году, в журнале «Музыкальное образование» 8. была опубликована достаточно солидная, объемом около одного листа, статьи о «Женитьбе» -Мусоргского. Имя ее автора, тогда еще студента второго курса, сразу привлекло внимание в консерваторских кругах. Узнав о появлении этого труда. II. С. Жиляев заставил автора прочитать статью в классе и тотчас же решительно изрек свой приговор: «Пиши! Пиши непременно! помни: твое дело —писать!».

В этом первом студенческом опусе Ю. Келдыша пока еше много незрелого. Эмпиричен сам путь исследования, противоречивы некоторые суждения, незаслуженно резки оценки. Но главные се положительные качества, замеченные Н. С. Жиляевым, — стремление к исторической достоверности, тщательный анализ документального материала — проявились уже тогда. Напомним, что в тс годы еще не вышло из печати известное собрание писем Мусоргского под редакцией А. Н. Римского-Корсакова, что еще не прозвучала в эфире подготовляемая М. М. Ипполнтовым-Ивановым редакция завершенной им «Женитьбы», что только готовились к изданию многие публикации П. А. Ламма. И молодой автор, внимательно, «по крохам» собирая архивный материал, изучая периодику — русскую н иностранную, уже тогда обнаружил свое дарование историка.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">