Очерки и исследования по истории русской музыки

В канте в честь Иоанна Богослова (л. 51 об.—52) ясно-выражена связь с эпическими жанрами русского народного-творчества. Это торжественное хвалебное песнопение напоминает по своему мелодическому складу напевы некоторых: былин и духовных стихов:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Приведем для сравнения отрывок стиха о вознесении гос-ягоднем, записанного А. К. Лядовым1:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Любопытной деталью приведенного канта является изобразительная акцентировка слова «громогласно». Приходящаяся на ую слово фигура в восьмых нотах ассоциируется с раскатами грома, которым уподобляется пророческое слово Иоанна Богослова. Подобные иллюстративные приемы получили, как известно, широкое применение в партесном конверте. В теоретическом трактате Днлецкого есть специальные указании по этому поводу. В. Титов иногда пользуется; такого рода приемами и в своих псалмах. Песнопение в-честь Иоанна Богослова из сборника ГИМ №1743 служит одним из интересных примеров проникновения элементов, концертного стиля в сферу канта.

Эпический склад мелодики характерен н для канта «Слышите, люднс. и внушите», посвященного воссоединению Украины с Россией в 1654 году (л. 131 об.—132). Он вызывает особый интерес как один из немногих кантов XVII века на светскую тему. Анонимный автор вспоминает о важнейших событиях русской истории с момента образования Киевского-государства, обращаясь к прошлому для того, чтобы показать неразрывность уз, связывающих два родственных славянских народа. Широта и значительность темы определили поэтический строй текста, основными чертами которого, по характеристике Иозднеева, являются «торжественность и простота». «Язык песни «Слышите, людне, и внушите».— отмечает исследователь,— русский со словами просторечия и: некоторыми славянизмами...»1. Те же черты свойственны и музыке канта. Его основная мелодическая фраза, повторяющаяся в следующем четырехтакте в варьированном виде, напоминает народные эпические напевы. Характерный, сурово-архаический колорит придают ей упорный, скандированный ритм и частые повторения одних и тех же звуков в пределах кзарты2. Впечатлению торжественной приподнятости способствуют н некоторые гармонические обороты, например, постоянная смена гармонического и натурального минора, исследование трезвучий VI ступени и доминанты в кадансирующих построениях:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 Позднее» А. В. Книжные песни XVII века о воссоединении Украины С Россией.—«Slavia*. Casopis pro slOA'anskou filologii. Rocnilc XVII. Praha. 1958, sesii 2, s. 233.

* Интересно отметить мелодическую близость этого канта к одному in вариантов известного канта «Радуйся, радость твою воспеваю* (ГИМ Л» 1743. Л? 200, л. 118 об). Впрочем, данный вариант не получил в дальнейшем широкого распространении.

Очерки и исследования по истории русской музыкиОчерки и исследования по истории русской музыки

Рассмотренными образцами далеко не исчерпывается все многообразие видов и форм песенного творчества, представленных в сборнике ГИМ №1743. Мы остановились лишь на немногих произведениях, наиболее показательных для стилистики раннего русского канта. Не всегда музыка в них равноценна словесной стороне, нередки случаи, когда яркий и образный поэтический текст не находил адекватного музыкального выражения и соединение его с напевом носило чисто внешний, механический характер. Это можно отнести, в частности, к группе кантов на тексты «Песни песней» '. Позднеев справедливо усматривает в стихотворных переложениях из «Песни песней» первые ростки любовной лирики, зарождающейся еще в недрах духовной поэзии2. Однако в музыкальном отношении эти канты малоинтересны и значительно уступают по выразительности, например, большинству религиозно-покаянных кантов. Очевидно, русские певцы еще не находили соответствующих средств для выражения сво--бодного любовного чувства. Следует, впрочем, заметить, что .любовно-лирический кант сформировался позже всех осталь-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">