В мслоднко-ритмической структуре напева ясно выражс-'ны черты народно-песенного склада Ритмическая формула, лежащая в основе первых двух строк, равно как и некоторые из мелодических оборотов этой фразы, типичны для многих русских песен плясового и хороводного типа. Примером аналогичного построения с протянутым первым звуком, последующим ритмическим дроблением и замедлением движения в конце может служить начало популярной песни «Во лузях» 2:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Не менее характерна п этом отношении н короткая ритмически острая фраза в середине строфы, основанная на равномерном движении восьмыми нотами с метрически выделенным н акцентированным последним звуком. Это мелодическое построение близко напоминает напев плясовой песни «Ах, деревня от деревни», известной в ряде записей и обработок XVIII века:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Те же или сходные мелодические обороты мы встречаем Ті в других кантах Германа. Так, в песне «Аггельскую днесь

1 Попнеев указывает на наличие фольклорных элементов н н поэтическом строе ьантов Германа: «... в песнях Германа начинают встречать ся характерны)' для фольклора повторении » виде сочетания -«тимологи-ческн родственных слов... и построения словесных формул по контрасту» (см.: По з д нее в А. В. Песни-акростихи Германа, с. 368).

* Эту типичную для русских плясовых народных песен ритмическую формулу сумел хорошо почувствовать н рос произвести Мусоргский в симфонической картине «Ночь иа Лысой горе». Одна из основных тем этого произведения, при ином вьіраінтсльїюм характере, по рисунку очень напоминает первую фразу приведенного канта и даже содержит обіцт мелодические обороты с ней:

Очерки и исследования по истории русской музыки

асы радость» (л. 202 об. 203) 1 чувство восторга и ликования выражается также с помощью плясовых ритмов:

Очерки и исследования по истории русской музыки

И в том и в другом случае речь должна идти не о цитатном использовании народных песен (что вряд ли было возможно при настороженно-подозрительном отношении к ней иерковных кругов в то время), а о творческом их переосмыслении и переработке. Если мы снова обратимся к канту «Веселия день и спасения днесь» (пример 12). то увидим, что строение его напева в целом существенно отличается от народно-песенного. Одним из общих признаков музыкальной структуры канта является ясная расчлененность строк, подчеркиваемая значительным увеличением ритмических длительностей в их окончаниях. В данном случае эти замедленныс мелодические концовки приобретают особое выразительное значение, придавая музыке характер величия и торжественности. Заключительные обороты большинства строк (2-й, 3-й. -1-Й, 6-й) напоминают типичные полевки знаменного распева, пятая же строка построена вся на таких попевках. .Мастерски осуществленный сплав интонаций знаменного распева с народными плясовыми ритмами н с новыми для русской музыки принципами формообразования, источником которых была западная культура, определяет своеобразие этого примечательного во многих отношениях песнопения.

Целиком основывается на попевках знаменного распева мелодия одной из песен Германа с сравнительно несложной и короткой музыкальной строфой —«Господи, поэзпях к тебе» (л. 21 об.—26). Но и здесь они уложены в рамки четкой симметричной структуры, чуждой знаменному распеву, с парной группнронкой фраз по принципу: А. А, В. В. Первые две строки представляют расширенный вариант того же напева, на котором основана пятая строка канта «Веселия день, и спасения днесь», в третьей и четвертой строках начало другое, но заканчиваются они тем же оборотом, что и предыдущие:


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">