На страницах рассматриваемого сборника мы встречаем также имя виднейшего теоретика партесного пения, педаго-

1 Позднеев А. В. Песни-акросгкхи Германа. Всего известно 14 песенных текстов Германа.

г Позднеев А. В. Никоновская школа песенной поэзии, с. 420.

'Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII—XVIII веков, с. Ш.

га и композитора Николая Дилецкого, имевшего многочисленных учеников и последователей в Москве и других русских городах. На л. 67, возле 26-го псалма «К тебе, господи боже мой, воззову» имеется пометка киноварью: «Справлена Дилецким». На л. 80, где помещен кант «Ныне бог на Иордане», снова сделано примечание: «Справу Дилецкого». Эти надписи свидетельствуют о причастности Дилецкого к составлению сборника. Иеродиакон Дамаскик, не будучи квалифицированным музыкантом-профессионалом, вероятно, обращался к нему как к авторитетному теоретику и композитору для проверки и корректуры потного текста.

Таким образом совершенно отчетливо обрисовывается та среда, в которой возник и культивировался новый тип многоголосной бытовой геенн религиозного содержания, получивший наименование канта. Развитие его было тесно связано с борьбой за утверждение многоголосного партесного стиля в практике богослужебного пения. В Иовоисрусалим-ском Воскресенском монастыре, являвшемся в середине XVII века одним из центров нового литературного движения, нашли поддержку и передовые, обновленческие тенденции в области музыки. Известно, что здесь уже в 50-х годах пели «по партесам» '. Рождение канта было результатом взаимодействия и взаимооплодотворения новых стилистических элементов в поэтическом и музыкальном творчестве2.

С музыкальной стороны кант может рассматриваться как одно из ответвлений партесного стиля. В то же время он обладает некоторыми особыми признаками, отличающими его от культовых многоголосных песнопений. .Мелодика канта живее, разнообразнее по своим истокам. Если мелодической основой наиболее распространенных, «обиходных» видов партесного пения служили канонизированные образцы знаменного и других традиционных распевов, то в кантах, наряду с отдельными оборотами, родственными полевкам

1 Для руководства хором Воскресенского монастыря и обучения многоголосному пению был вызван украинский «вспсвак» Игнатий Папо-ротка (см.: Архимандрит Леонид. Историческое описание Став-ропнгиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876). Возможно, что к ученикам Папоротки принадлежал н Герман. 1 «Равносложные канты, которые сочинялись в стенах этой обители,— пишет исследователь русской поэзии XVII века,—были инегшриро-выны реформами Никона в области церковного песнопения, а именно введением многогласия на киевский манер». (П а и ч е н к о А. М. Русская стихотворная культура XVII века. с. 103).

знаменного распева, находят отражение элементы различных бытовых жанров, иногда даже танцевальные ритмы. Мелодия помешалась в верхнем голосе, а не в теноре, как и партесных обработках знаменного распева, н малоподвижный четырехголосный склад хорального типа был заменен более легким и прозрачным трехголосном. К основным, определяющим стилистическим признакам канта относятся четкая метрическая организация мелодии, квадратность строфы, состоя-шей из нескольких (чаще всего четырех) построений одинаковой протяженности с симметричным расположением кадансирующих оборотов. Иногда эта структура несколько варьируется, но в главных своих чертах она остается очень устойчивой и постоянной.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">