Тексты ряда кантов снабжены акростихами, в которых зашифрованы имена их авторов. А. В. Позднесву совместно с П. В. Аравиным удалось расшифровать эту. порой очень сложную, изощренно-виртуозную тайнопись и таким образом установить связь сборника с кругом единомышленников и сподвижников Никона, составлявших ядро Новонерусалим-ской поэтической школы. Одной из самых любопытных личностей среди них является монах Герман, который последовательно занимал в Воскресенском монастыре должности

1 Если учесть, что некоторые из них являются лишь незначительными вариантами приведенных ранее, то цифра »тн сокращается примерно до 250. Для сравнения укажем, что в близком к указанному и хронологически, н по своему составу сборнике ГИМ Л- 2469 имеется всего окаю 100 образцов.

* См.: I: : :. А. В. Никоновская школа песенной поэзии, с. 423. Являются ли составитель данного сборника и известный церковный полемист, иеродиакон Чудова монастыри Дачаскии одним и тем же лицом —

зтот вопрос остартгя пока открытия.

1 СпОрннк дошел до нас в неполном виде: и алфавите ОТСУТСТВУЕТ буква Л и начало буквы К. и нумерация кантов начинается с цифры 22. Очевидно, начальные листы были вырваны уже в позднейшее время.

иподиакона, уставщика (то есть руководителя хора), строителя н, в конце своей жизни, архимандрита. Судя по имеющимся' данным, это был человек разносторонне одаренный, широкого культурного кругозора. Он оставил после себя довольно большую по тем временам библиотеку, состоявшую из кинг на церковнославянском, польском, латинском и греческом языках. В библиотеке Германа имелись н певческие книги «простого киевского пения», а также сборники польских псалмов, что свидетельствует о его интересе к новым течениям в области музыки. В его завещании упоминается лютня, на которой он, вероятно, играл в часы досуга и, может быть, сопровождал пение псалмов и кантов. В сборнике ГИМ Лз 1743 установлено 12 кантов Германа Поскольку Герман был сам музыкантом и даже одно время руководил монастырским хором, можно предположить, что ему принадлежат не только тексты, но и напевы этих кантов.

Из остальных имен, раскрытых Позднеевым, наше внимание привлекает «Василий» и акростихе канта «Вси язьшы руками плетите». Позднеев не высказывает никаких предположений о личности этого автора, хотя самый текст содержит некоторые наводящие указания. «Первые 8 стихов этой песни,—пишет Позднеев,—передают начало содержания 46-го псалма, а последующие 8 стихов разрабатывают отдельные мотивы псалтыря в применении к царю Федору Алексеевичу»2. Кажется, что этот Василии не мог быть никем иным, "как Василием Титовым, одним из первых и наиболее выдающихся мастеров партесного стиля. В начале 80-х годов он работал над «омузыкаливанием» псалтыри Симеона Полоцкого, в связи с чем мог появиться данный поэтический текст. По-видимому, опыт Титова а области стихотворства был эпизодическим, может быть, даже единственным. Позднеев отмечает художественное несовершенство и подражательный характер этого текста3, автор которого, очевидно, не был профессиональным поэтом. Кант «Вен языцы» не входит в основной состав сборника ГИМ Л? 1743 и помещен в дополнении.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">