'Позднеев А. В. Проблемы изучения поэзии петровского времени. «XVIII век». Сб. 3. М.—Л.. 1958. с. 30.

» Очерки, т. 1. с. 297-298.

'Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века. т. I, с. 461. В в более раннем своем труде «Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры» исследовательница формулирует этот взгляд осторожнее и с оговорками, называя «Псалтырь» Полоцкого — Титова «одним из рашшх, если вообще не самым ранним ОПЫТОМ создания нового музыкального жанра в России». «Во всяком случае,—прибавляет она,—нам ничего не известно о предшественниках Титова в этой отношении» (с. 208).

Новейшие исследования советских литературоведов, среди которых первое место принадлежит трудам А. В. Позднеева, заставляют отодвинуть время возникновения русского канта на два-три десятилетня назад. К началу 80-х годов XVII века репертуар произведений этого рода был уже достаточно обширным и разнообразным. Успех, которым они пользовались, и мог, по предположению Позднеева, побудить С. Полоцкого сделать стихотворную обработку всех псалмов царя

.Давида, предназначавшуюся для пения на досуге, в домашней обстановкеО том, что Полоцкий с самого начала рассчитывал на музыкальное исполнение, ясно сказано им самим в предисловии к «Псалтыри». Как он указывает здесь, образцом для него послужили польские стихотворные переложения псалмов, с некоторого времени распространившиеся в русском обществе. Однако при недостаточном знании польского языка поющие их часто не думали о содержании слов «и точню о сладости пения увеселяющеся духовне». Своими переводами он хотел дать возможность соединить «сладкое и согласное пение» с «разумной хвалой господу». Но стихотворный размер переводов не всегда соответствовал

.польским напевам, кроме того, как признавал Полоцкий, «не всех ми псалмов польских гласы суть известны». В этих случаях, по его словам, «мощно есть желаемо подложить пение». Через некоторое время певчий дьяк Василий Титов, по повелению государей Иоанна и Петра Алексеевичей, написал свою музыку не только к этим отдельным текстам, но ко всем 150 псалмам, «преложенным в метры» Симеоном Полоцким 2.

Однако Полоцкий не был создателем этого нового для русской художественной культуры XVII века жанра «книжной песни» на свободно трактованные тексты и сюжеты «священного писания». Он опирался на уже сложившуюся традицию, истоки которой восходят к 50-м годам этого столетия. Центром ее развития являлся Воскресенский Ново-нерусалимский монастырь на Истре, основанный патриархом Никоном в 1656 году. После своего низложения (1658) Никои поселился в этом монастыре и объединил вокруг себя

^ ^ Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII—XVIII веков,

1 См. рукописный экземпляр псалтыри (она именуется здесь «Стнхо-ШТб"о' х,уа"|1ЯШИЙСЯ в Государственной публичной библиотеке группу просвещенных деятелей, поддерживавших его реформаторские начинания в вопросах церковной обрядности и в области культуры. Здесь велась интенсивная литературная деятельность, в частности культивировались некоторые особые виды силлабического стихотворства, проникающего на Русь уже в первой половине столетня.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">