Горячую поддержку он находил в товарищеской среде. В одной группе музыковедческого отделения вместе с Ю. Келдышем занимались Д. Житомирский, Л. Мазель, А. Шавердян, Б. Штеннпресс — в будущем видные ученые, критики, педагоги. Очень тесными были контак-

1 Келдыш Ю- М. В. Иванов-Бореикий.— В кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М.. 1%6. с. 103.

1 См.. например, статью «Нужна реформа» в журнале «Музыкальное образование», 1928, № 4/5. подписанную группой студентов, в том числе Ю. Келдышем и Д. Житомирским: критикуя существующие программы, молодые музыковеды высказываются за более углубленную, централизованную систему преподавания истории музыки.

ты н с композиторской молодежью, особенно с участниками Прок■ 1.1 • — Производственного коллектива Московской консерватории: В. Белым, Д. Кабалевским, М. Ковалем, 3. Левиной. Г. Литинским. В. Фсре. Н. Чсмберджи, Б. Шех-тером и другими. Творчеству этих своих товарищей Ю. Келдыш посвятил немало статей, выступлений и радиопередач в первые годы своей деятельности, уже тогда очень разносторонней. Кипучая повседневная работа критика, журналиста, педагога, казалось, не оставляла «ни минуты покои» и не давала возможности для систематической, тщательной разработки исторических тем.

Но главная цель не исчезала из виду. Именно сфера серьезных научных исследований, на основе глубокого изучения документального материала, сильнее всего привлекала молодого музыковеда. И с этой стороны особенно важным, направляющим оказалось влияние крупных ученых — М. В. Ивано-ва-Бореикого и Н. С. Жиляева.

От своего основного руководителя —профессора Иванова-Борецкого — К) Келдыш воспринял прежде всего культуру детального, тщательного изучения материала, глубокое «уважение к подлиннику» и, разумеется, столь же углубленное осмысление этого материала в контексте идеологических и культурных движений данной эпохи. Чуткий, отзывчивый, необычайно скромный н деликатный по натуре, Иванов-Бо-рецкнй был для своих учеников прежде всего старшим товарищем — любимым и уважаемым мастером, умевшим не столько на лекциях, сколько в камерной обстановке индивидуальных занятий, за роялем, в своем кабинете, практически научить студента тайнам «воей профессии, технике исследовательского музыковедческого ремесла. Но здесь снова хочется предоставить слово ученику, сохранившему в памяти живой облик учителя.

«Вспоминая сейчас о моих студенческих годах. — пишет Ю Келдыш. — я должен сказать, что самыми интересными и продуктивными были часы непосредственного, личного общения с Михаилом Владимировичем, большей частью у него на квартире, в заставленном книгами и нотами кабинете, куда мы приходили по одному, а иногда вдвоем или втроем, чтобы выслушать его замечания по нашим работам, выяснить вопросы, возникавшие у нас при выполнении того или другого задания.... Во время лекций Михаил Владимирович не раскрывался с такой же полнотой и щедростью, иногда они казались даже несколько суховатыми, несмотря на обнлие ценного, содержательного материала. Но это сразу же отпадало, когда лекция переходила в живую беседу, обычно за роялем, перед стоявшими на пюпитре нотами какого-нибудь неизвестного нам музыкального произведения. Такая форма общения была явно более по душе Михаилу Владимировичу, и он часто к ней прибегал. При этом возникал оживленный обмен мнениями, весьма осторожно и мягко направлявшийся Михаилом Владимировичем, который никогда не пресекал дискуссии и не ограничнпал свободы наших высказываний»


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">